Разрыв между умными и глупыми нарастает

Опубликовал: beregreki, посмотрело: 10 659, фото: 2
16
Разрыв между умными и глупыми нарастает

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладают понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

— По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР и в США и в Европе и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых, людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.

— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как этовлияет на формирование понятийного мышления?

— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.

Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5-классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — "История в картинках" — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.

В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника и животный мир и человек и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.

С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем" Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.

— Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?

— Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.

Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.

— А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

— Да и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?

— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.

— А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми, также как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?

— Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.

Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.

На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.

Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.

А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.

Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.

— А что вы думаете по поводу нарастающей языковой неграмотности?

— За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году — спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут "йожык", "агур’эц". И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.

Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было. Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно. Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка.

Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики "продавили" внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-85 годах. Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден.

Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот порождала проблемы. Но у нас ведь как? Не букварь плохой, а дети плохие, не подходят к букварю. В результате стали учить фонетическому разбору с детского сада. Ведь чему учат детей? Что "мышка" и "мишка" начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А "зуб" и "суп" в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут "фторник", "ва кно" вместо "в окно".

— А какая под этим теоретическая подкладка?

— У Эльконина была теория, что чтение — это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение это понимание графических символов, а озвучивание — это музыка. У него вообще много теоретически сомнительных высказываний и все это с пиететом цитируется. На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы. У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения. А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят – вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.

— Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке – системе ценностей, формирующейся у школьников

— У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.

Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.

Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и "другие" для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.

— Много говорят и пишут об агрессивности российской школьной среды. Вы это видите?

— Я этого не вижу. Хотя, конечно, в совсем уж неблагополучных школах я сейчас не работаю, не знаю, что там творится. И раньше мы в школах дрались и выясняли отношения, только разговоров об этом было меньше. А вообще, чем выше культурный уровень родителей и школы (гимназии, лицея), тем меньше кулаков, драк и ругани. В приличных школах уровень агрессии невысок, там даже и грубых слов не так много.

— Еще одна повальная проблема современной школы – гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

— СДВГ — это не диагноз. Раньше это называлось ММД – минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП – послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях.

В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75-85 %% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства.

У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат "Страттера" (атомоксетин), который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения очень похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса "Страттеры" и у них налицо все симптомы "ломки".

Был прекрасный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман, очень много сделавший для развития детей с поражениями нервной системы. Он брал детей, которые до трех-пяти лет вообще не развивались – не только не говорили, но и не двигались (только лежали, ели и выделяли), и развивал их до уровня, позволявшего успешно окончить школы и университеты. К сожалению, год назад он умер, но работает созданный им Институт максимального развития человеческого потенциала. Так вот, Доман активно выступал против синдромального подхода в медицине и говорил, что надо искать причину нарушений, а не пытаться снизить выраженность симптомов. А у нас в подходе к СДВГ закрепился именно синдромальный подход. Дефицит внимания? А мы его компенсируем лекарством.

На основании исследований врачей-неврологов докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко делается вывод, что главная проблема так называемого СДВГ — в нарушениях позвоночника – вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества.

Это приводит к короткому циклу работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут.


Чтобы помочь детям с СДВГ надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок, а за это мало кто берется. Обычно неврологи этой проблемы не видят и с этим не работают, но есть врачи, и мы с ними работаем, которые умеют это делать. Причем тут важно не только выправить позвоночник, но и укрепить новое правильное положение, чтобы не произошло привычное смещение, поэтому с ребенком нужно делать упражнения три-четыре месяца. Идеально, конечно, когда ребенок эти три-четыре месяца находится на домашнем обучении и можно проконтролировать не только, что он делает упражнения, но и что он не дерется и не совершает никаких кульбитов. Но, если такой возможности нет, то мы хотя бы даем освобождение от физкультуры на эти месяцы.

После того как кровоток восстанавливается, периоды работоспособности мозга увеличиваются до 40-60-120 минут, а периоды отключения становятся секундными. Однако поведение само по себе сразу хорошим не становится, агрессивные паттерны поведения успели закрепиться, с ними надо работать, но теперь у ребенка уже есть ресурс для сознательного контроля, торможения. Он уже может с этим справиться.

Беда в том, что фармакологическая отрасль куда более циничная, чем наше государство. Фармацевтические компании заинтересованы выпускать лекарства, которые не вылечивают раз и навсегда, а поддерживают приемлемое состояние. Это обеспечивает им огромный постоянный рынок сбыта. Эти компании естественно выступают спонсорами таких исследований, которые идут в выгодном им направлении.

С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.

Беседовала Татьяна Чеснокова
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html


Теги: Образование

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
15 декабря 2013 08:44 | #1
0
  • Регистрация: 5.06.2011
 
Очень хорошая статья, благодарю!

<
  • 169 комментариев
  • 18 публикаций
15 декабря 2013 10:50 | #2
0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
Мудрые! Внимание! В изобильно многословном сообщении отражена-таки спасительная для цивилизации весть: люди вообще, народ, электорат – выдумка. Фактически есть умные и есть глупые. Первых не более 20%, соответственно вторых – больше 70%. Менее отчетливо обозначено разделение по степени активности. А ведь активные среди глупых – смертельная опасность для популяции (нет хуже дурака, чем дурак с инициативой). Обсуждаемое сообщение – первый шаг. Ко второму шагу обозначена только предпосылка: засорение совокупности умных в элите глупыми является обыденным в современности. А в условиях торжества демократии иное и не возможно. Тем не менее и без четкого определения автором второй шаг очевиден: допуск глупых в организацию обучения и во власть не только порочен, но и смертельно опасен для цивилизации. Что й то среди комментаторов не видно завсегдатаев перуницы. Варульв-то – ладно. Но, Искатель!.. Отзовитесь! Слабо?

<
  • 115 комментариев
  • 34 публикации
15 декабря 2013 22:19 | #3
0
  • Регистрация: 26.05.2011
 
Цитата: polakgen
допуск глупых в организацию обучения и во власть не только порочен, но и смертельно опасен для цивилизации.

Polakgen, так как вы предлагаете этого избегать?

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
16 декабря 2013 22:32 | #4
0
  • Регистрация: 29.09.2011
 
так как вы предлагаете этого избегать?

чёткое деление общества на варны (касты)

<
  • 169 комментариев
  • 18 публикаций
16 декабря 2013 23:37 | #5
0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
За предложением Лады может последовать интересный разговор,.. но среди единомышленников. Смею причислить себя к кандидатам в таковые. Уточнить мою позицию можно по публикациям здесь и в samlib.ru. Слабо?

<
  • 366 комментариев
  • 574 публикации
17 декабря 2013 00:41 | #6
0
  • Регистрация: 1.05.2010
 
Цитата: _Лада_
так как вы предлагаете этого избегать?


Для начала - вернуться к двум информациям в Перунице из раздела "Роды":

https://www.perunica.ru/rodi/89-kak-mladencam-svorachivayut-shei.html

https://www.perunica.ru/rodi/3434-oficialnye-pytki-novorozhdennyx.html

Здесь, в буквальном смысле "откуда ноги растут" и названы основные причины того, каких детей мы получаем после роддома. Как избегать? задача персонально каждого. Из своего опыта скажу, что кому бы из своего окружения я ни пыталась донести перед родами подобную информацию - те потом старались перейти на другую сторону улицы, чтобы (как-бы) не заметить меня... Ну, не способен генетически наш народ переварить эту информацию. Подлеца поймёт только подлец.
А мы живём все будто бы такие белые и пушистые, по телеку слушаем, как о нас и наших детях заботится наше здравоохранение, тащим своих заберемевших дочерей в консультации на учёт, заставляем проходить несколько раз УЗИ (по "случайному" совпадению именно так называют одно из израильских орудий), платим бешеные деньги акушерам, чтобы получить здоровое дитя. А получаем "по Черномырдину" - ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛИ - КАК ВСЕГДА.
Все будущие проблемы детей заложены в них при рождении. Школа - пункт №2 "программы всеобщей и полной дебилизации".

Цитата: polakgen
За предложением Лады может последовать интересный разговор


Вы меня простите, но вот лично я "интересно разговаривать" устала уже давно.
Раньше активнее была на этом и других сайтах, но эти словесные поединки (а именно в них выливается любая дискуссия) просто опустошают энергетически, но ладно бы - если от них была бы польза... Никакие объединения "единомышленников" для решения каких-то реальных проблем здесь тоже невозможны. На каждом сайте обязательно сидит в пользователях оплачиваемый бузотёр, который превратит любую серьёзную тему в стёб. И именно его первая задача - объединиться с "единомышленниками".
Но главное - что за этими "интересными разговорами" ничего не последует. Поэтому перелопатьте информацию, фильтруйте немного и ищите единомышленников в своём реальном окружении, а не в виртуальном. regulation brave

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
17 декабря 2013 02:22 | #7
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: _Лада_
чёткое деление общества на варны (касты)

Но сейчас, благодаря искусственному отбору, всё смешалось в кучу.
Как всех распихать обратно по варнам?
И самый главный вопрос: где брахманы?
Т.е. вайшью и шудр- навалом, дравиды все деревья заполонили...
Кое-где блеснёт в ночи вспышка сверхновой кшатрия, и погаснет....
А где свет чистого знания, где эти маяки во тьме - брахманы?
Цитата: beregreki
"интересными разговорами" ничего не последует

Даже если сейчас все сознательные резко объединятся и ломанутся на белый дом, захватят власть и.... и что дальше?
Проблема не в том - что некому.
Проблема в том - что никто не знает - как оно должно быть завтра.

<
  • 169 комментариев
  • 18 публикаций
17 декабря 2013 06:57 | #8
0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
Да, брахманов (волхвов) чего й то не слышно. Но, даже если мульен мудрых поднимет гвалт, - толку не будет. Толк не от голосов мудрых, а от ГОЛОСА их объединения. Но как объединиться без общения? В НАЧАЛЕ было СЛОВО! Знамо - место общения - не СЕТЬ. Есть иные средства. Ишите, - и обрящете.

<
  • 913 комментариев
  • 217 публикаций
17 декабря 2013 11:12 | #9
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Простите, я не поняла какова цель поднятой бучи - сделать всех умными? Дык ,не получиться. Поставить дураков на место - тоже. Соотношение умных и прочих во все времена был и будет примерно одинаков. На то они и умные, что бы выжить, на то они и глупцы, чтобы сохраниться как вид за счёт массовости.
Тут вообще две темы смешаны - образование это одно, а разрыв между умными и не очень - другое.

--------------------

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
17 декабря 2013 18:30 | #10
+1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: волхва Пятница
сделать всех умными?

Дать умным - власти а дураков - не пущать во власть и науку.
Цитата: волхва Пятница
Соотношение умных и прочих во все времена был и будет примерно одинаков.

Нет это не так. Чудовищный искусственный отбор сделал своё дело. Об этом и статья. Меняется ка соотношение так и разрыв.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
17 декабря 2013 19:06 | #11
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: VАRULV
Нет это не так.

Да так.
Просто все поднялись чуть повыше на ступеньку.
И те и другие, а в общей массе соотношение сохраняется.

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
17 декабря 2013 22:26 | #12
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Ну одно точно и неоспоримо: п..лов стало явно больше. В разы. На порядки.

<
  • 169 комментариев
  • 18 публикаций
16 июня 2016 09:58 | #13
0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
Давненько сюда не заглядывал, зато получил бальзам для души от сообщений Варульва. Смею добавить маленько оптимизма. Проблема огромадная, потому и решение ее не шустрое. Заранее зная, что от "Как?" до "Так" сменится не одно поколение, избежим досады от "Ну - ни как!" Потому, чем раньше начнется, тем раньше просветлеет. Начало - общение мудрых. Кроты и оплачиваемые болтуны - препона преодолимая.

<
  • 366 комментариев
  • 574 публикации
16 июня 2016 11:49 | #14
0
  • Регистрация: 1.05.2010
 
Задорнов: "Хороших людей больше, но плохие - лучше объединены"

Теперь только надо чуть перефразировать:
"Умных людей больше, но дураки (глупые) лучше объединены".

Что за "объединение" такое? Это и есть та самая Система, о которой много говорят, даже с экранов, даже в прямом эфире, в прессе, и как бы это должно означать "свободу слова". На самом-то деле говорят запросто только потому, что НЕ БОЯТСЯ. У нас, таких толерантных и человеколюбивых, вообще никто ничего не боится, потому что нет серьёзных законодательно принятых мер наказания, НЕТ!
Вот и Систему обсуждают запросто: поговорят, поломают копья, и ... удовлетворившись собственным словоблудием, разбегаются, получив за это гонорар на "чёрный хлеб с чёрной икрой", особенно сейчас артистический бомонд "отрывается" на всех аналитических программах ТВ: самыми главными "экспертами" стали по всем вопросам. Жить-то хочется, а ХОРОШО жить - тем более.
А Система тихо, без шума и гама работает... Здравоохранение, образование, культура, научный потенциал, продукты питания, собственность, межнациональные отношения, среда обитания и пр, и пр... это только разные проекты Системы, задачи которых сходятся в одной точке. А кто этих "глупых" объединяет в Систему? А, между прочим, "умные". Это каста господ-либералов, которым очень удобно дёргать за ниточки, руководить армией исполнителей, тех самых "глупых", внушив им смолоду их собственную "важность", "элитарность".
Выход? Внедрение с Систему, вбросы в неё для её постепенного "деградирования", а не революционного, чтобы не спугнуть и не насторожить до поры до времени чиновничье лобби... А если берёшься за это - готовься посвятить этому всё своё время, свою жизнь и даже жизнь твоих близких, учись просчитывать наперёд в несколько шагов свои действия (это и есть прерогатива "умных"). А для этого не надо искать единомышленников, соберётся шелуха в основном, ораторы и теоретики... Просто единомышленники сами вокруг соберутся постепенно, даже из отряда той же чиновничьей касты. Там не только уроды, есть те, кто поддержит, подскажет, так как они лучше знакомы с подковёрными винтиками Системы. Об этом уже не раз писала, но никто не услышал. Зачем снова пишу?.. meeting

Если лягушку опустить в кипяток - она выпрыгнет. Если нагревать воду постепенно - она сварится.
miaso

<
  • 169 комментариев
  • 18 публикаций
16 июня 2016 17:41 | #15
0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
"Если лягушку опустить в кипяток - она выпрыгнет. Если нагревать воду постепенно - она сварится", - эта фраза от beregreki как-то не очень стыкуется с темой, но вызвала из памяти эпизод. Уж не взыщите за досужий треп. Лето 1964. Чета новобрачных заявилась погостить к тетке в Севастополь. Вода в Северной бухте тогда почище, чем в нонешней Ялтинской. Наблюдать через маску подводную живность - кино. Наловить полсотни креветок - раз плюнуть. Принесли живехоньких, в кастрюлю их с холодной водой и на огонь. А сами - развешивать мокрые плавки сушить. Возвращаемся но кухню, - а креветки прыгают на полу. Не совпало мировоззрение креветок с лягушачьим. Касаемо возражений уважаемых оппоненток к выяснению кто есть кто с единомышленниками явными и виртуальными, - об этом обговорено.

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
13 августа 2017 21:55 | #16
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Тут вообще две темы смешаны - образование это одно, а разрыв между умными и не очень - другое.

Здравия всем! Да, смешано несколько тем (вопросов), да еще и адаптируемость. Вовсе не обязательно самый умный - самый приспособленный... Да и в нравственно-духовном плане, выживают не самые духовные... А уж пассионарии вообще...
Да, наблюдается отрицательный отбор...


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*