Содержание:
В этом плане показательны имеющиеся у нас наблюдения детей 2,5–5 лет (мальчиков и девочек), агрессивно-расторможенное поведение которых полностью нормализовалось при появлении в доме портрета отца. По нашим данным, значима, как правило, не сама по себе неполнота семьи, а травмирующий ребенка негативный образ отца, создаваемый живущими с ним взрослыми, либо непредставленность отца в мировосприятии ребенка. С известной долей условности можно сказать, что
для ребенка глубинно значимо порой не только то - присутствует ли отец рядом с ним, сколько то - есть ли у него отец и "хороший" ли он».

Видели фильмы, где на стенах старинных родовых поместий или замков висят портреты предков? Не зря эти портреты "следят" за теми, кто живет в доме. Как и иконы. Человек же, по-сути, устроен достаточно просто - что видят глаза, хоть в стилизованном виде, то для него и существует. И даже обычный портрет отца как образа чего-то важного и значимого окажет благотворное влияние на расшалившихся отпрысков. Да и на мать этих отпрысков тоже.
_______________________
Продолжая тему, интересно почитать об экспериментах "британских учёных" по этому поводу.
↑ Под чужим взглядом мы ведем себя иначе. Почему?
Мы так чувствительны к взглядам со стороны, к внешнему наблюдению, что одно только изображение следящих глаз – рисунок или фотография - влияет на решения, которые мы принимаем. Что характерно, мы не обязательно воспринимаем присутствие этого изображения на сознательном уровне.
В 1976 году более 360 детей невольно приняли участие в продвинутом психологическом эксперименте, результаты которого наглядно продемонстрировали данный эффект. В тот вечер отмечался Хеллоуин, и дети стучались в двери домов, собирая конфеты. В 18-ти домах их ждали психологи, подготовленные к приему наряженных соответственно случаю сладкоежек.
Открыв дверь и пару минут поболтав с детьми, психологи предлагали им взять одну конфету из вазы, до краев наполненной вкусностями – и не больше. Затем исследователи оставляли детей одних с вазой, около которой в половине случаев стояло зеркало. Еще один участник эксперимента, спрятанный от посторонних глаз, записывал действия детей.
Исследователи предполагали, что дети с меньшей вероятностью вытащат из вазы горсть конфет – вопреки полученным указаниям – если будут видеть в зеркале собственное отражение.
Именно так все и оказалось. Увидев в зеркале свое лицо, даже прикрытое карнавальной маской, дети чаще вели себя так, как их попросили.
↑ Под наблюдением
Решив подойти к вопросу с другой стороны, группа исследователей из Ньюкаслского университета в Великобритании выяснила: присутствие наблюдателя – даже иллюзорное – может привести к снижению количества велосипедных краж. Изучив статистику преступлений на территории кампуса университета, исследователи выявили три места, где особенно часто воровали велосипеды, и поставили в каждом из них специальный знак. Вот что было на знаке: изображение мужских глаз, смотрящих прямо перед собой, слоган "Велосипедные воры: мы следим за вами", подпись "Борьба началась" и логотип местной полиции. Появление этих знаков привело к снижению числа краж в каждой из трех точек на целых 62%.

Спустя несколько месяцев та же группа исследователей вернулась в три экспериментальных места кампуса, где по-прежнему висели придуманные ими знаки. Их задачей было установить, поможет ли "взгляд наблюдателя" снизить количество мусора, невзирая на то, что текст на знаке был написан для противодействия велосипедным кражам. Чтобы увеличить соблазн для нарушителей, исследователи привязали флаеры к рулям велосипедов с помощью резинок, так что сбросить бумажку на землю было проще простого. В половине случаев экспериментаторы заранее накидали мусора вокруг велосипедов – по их мнению, это способствовало тому, чтобы люди больше мусорили. Подумешь, еще один кусочек бумаги! Итак, "взгляд наблюдателя" против замусоренной площадки. Как и ожидалось, присутствие "бдительного ока" заставляло невольных участников эксперимента меньше мусорить (по сравнению с точками, где знаков не было), а изначальная замусоренность площадки не приводила к увеличению количества мусора.

Этот вывод подтверждается результатами еще одного исследования, во время которого шимпанзе не меняли своего поведения, даже несмотря на присутствие другого шимпанзе. Если бы шимпанзе так же бдительно следили за своей репутацией, как люди, присутствие третьей стороны влияло бы на их готовность делиться. Подобную тенденцию мы частенько наблюдаем у человека: когда речь идет о нашей репутации, мы более охотно идем на сотрудничество и делимся с другими, а когда нас никто не видит, мы нередко действуем более эгоистично.
Дело не в том, что шимпанзе в целом не воспринимают глаза или их изображение. Исследования движений глаз показали, что шимпанзе и люди похожим образом рассматривают лица – сначала обращают внимание на глаза, а затем на рот. Шимпанзе понимают, когда за ними наблюдают – просто для них это неважно.
Напротив, человеку всегда важно, что за ним наблюдают. Мы меняем свое поведение и делаем иной выбор, даже не осознавая этого. Даже в том случае, когда на нас смотрит пара глаз с плаката.
http://www.bbc.com/russian/science/2014/07/140715_vert_fut_being_watched_why_good