Содержание:
↑ Таблица элементов Кирюшина
Дети! Что вы там себе думаете? До сих пор не поумнели? Как я вас понимаю. Но не отчаивайтесь, есть один человек, который может сделать вас гениальными. Это Владимир Викторович Кирюшин. А стремительному поумнению способствует с помощью музыки.
Что, интересно? Тогда обо всем по порядку.
Еще давно Владимир Викторович заметил, что в музыкальных произведениях разных композиторов повторяются общие формулы. Он перешерстил 2000 шедевров и вытааил оттуда все эти формулы. Их оказалось определенное количество - около 400 одного вида и около 1000 другого. Потом составил большую таблицу этих формул и начал называть себя музыкальным Менделеевым. Тогда-то Кирюшин и придумал обучать детей музыке с помошыо этих формул.
Когда он записал их на кассеты, получилась очень красивая музыка. Не "Дорз", конечно, но звучит божественно. Ой, что началось! Вместо девятнадцати лет, которые обычно уходят у человека на полноценнее музыкальное образование; у детей, обучающихся по этим; формулам, уходило 2-3 года.
Но обнаружился и побочный эффект; в процессе обучения дети начинали стремительно умнеть по всем предметам. Сам Кирюшин чудеса объясняет так:
-Для того чтобы "запустить" всю кору головного мозга, необходимо проложить мост между правым и левым полушариями, В каждом человеке есть резервы, изначально данные природой. И вот они объединяются и вступают в резонанс с реальным звучанием. С одной стороны, ребенок обучается музыке, с другой - если затронуть резонанс, открываются энергетические каналы и начинает функционировать вся человеческая система.

Сначала Владимир Викторович обучал студентов, потом перешел на детей. И чем младше была аудитория, тем быстрее шел процесс. Дети тоже помогали Кирюшину, придумывая музыкальным терминам характеристики. Например: заспанная, бедная, усталая секста. Они даже начали рисовать эти термины. Так родились сказки, но не простые, а опять же обучающие.. В обшем, все шло замечательно, но Кирюшину и этого было мало. Он задумал обучать и вовсе не родившихся детей.
После того как его собственный сын напел мелодии на пленку, их стали крутить беременным 'женщинам. Эксперимент удался. Дети, получившие в утробе дозу кирюшинской музыки, стали развиваться быстрее сверстников, -причем разносторонне. Например, одна девочка в 3 года говорила на трех иностранных языках, свободно оперировала с числами до 500 и имела абсолютный слух. А когда ее посадили за пианино, она на шестом занятии играла двумя руками пьесу для второго класса.
Кстати, метод обучения неродившихся детей официально одобрен, и уже создаются специальные материнские школы, в частности в Ступине. Но для того чтобы беременная женщина пришла в такую школу она должна осознать себя не инкубатором, а именно будущей, матерью, которой потребуется не только кормить и одевать своего ребенка, но и развивать его духовно, тем более что представилась возможность делать это чрезвычайно эффективно.
Кстати, кирюшинские мелодии еще снимают стрессы и благоприятно влияют на здоровье. Владимир Викторович и сам удивился, когда узнал это от разных людей. Но потом решил, что удивляться нечему, и обьяснил это так: если у тебя богатая аура, не один микроб в твою сторону даже не смотрит.
- Надо спасать российских детей... от их родителей и, главное, от учителей. Говорят, что Россия - страна лентяев. - Правильно.
А откуда берутся эти лентяи? -
Из школ. А кто их делает?
- Учитель. Именно учитель дает почувствовать ребенку, что можно не трудиться а с помощью подсказки, шпаргалки "числиться" в первых учениках. И это не удивительно. У нас все воспитание сводится к образованию, а последнее к зазубриванию. У ребенка оказывается задействовано только левое, <логическое>, полушарие мозга. Эмоции - главное, что отличает человека от животного, -оказываются не только ненужными, но даже вредят современному учебному процессу. . В результате дети в школе не развиваются, а накапливают кучу пустопорожних знаний.
Я разговариваю с президентом Ассоциации эмоционально-образного развития Владимиром Викторовичем Кирюшиным. Свыше 35 лет влияет он с помощью искусства на образное мышление ребенка, на его духовное и нравственное развитие. Наверное, почти всем родителям знакомы, увы, в основном только по радио и телепередачам, его методики музыкального развития ребенка, его детские книги, где в сказочкой, эмоционально-образной форме дается ребенку самая сложная информация.
- Владимир Викторович, а вы не преувеличиваете опасность, говоря об отрицательном воздействии учителей на учащихся? Тем более что сейчас в России идет создание новых форм обучения. Возникают гимназии, лицеи, школы эстетического развития, в которых дети обучаются по индивидуальным программам.
- Все это внешние изменения. Они не затрагивают существа нашей традиционной педагогики. Как бы ни называлась школа, в своей работе она продолжает основываться на подчинении ученика педагогу, на домашних заданиях, оценках, перегрузке второстепенными материалами. И главная, на мой взгляд, беда- полупрофиссиональные кадры. Современный типичный, учитель в основном занимается пересказыванием написанных не самым лучшим образом школьного учебника.
-А как, по-вашему, должна выглядеть школа? Как ока должна обучать детей?
- Нужно не обучение, а самообучение и взаимное творчество учителя и ученика. Только свобода общения между ними, основанная на эмоциональной заинтересованности ребенка, способна сделана ученика неравнодушным и к процессу обучения, и к любому трудовому процессу, дать ему, образно говоря, творческий заряд на всю жизнь.
В чем конкретно заключается творчество ребенка? Это прежде всего совместное сочинение с другими детьми, с педагогами и родителями сказок, стихов. Создание по ним сценариев спектаклей и постановка их в школе. Учитель и ученик должны стать соавторами одного бесконечного спектакля - жизни. Тогда они будут выступать в нем на равных. В общем все, "что угодно, только не обычная школьная <долбежка>.
И конечно, музыка. Она должна быть точкой отсчета для обучения человека. Из всех искусств музыка наиболее эмоциональна, потому и непосредственно влияет на формирование личности ребенка. Особенно сказывается влияние музыки на правое полушарие головного мозга, обычно остающееся незадействованным- в современной школе. Этот уникальный язык звуков ненавязчиво проникает в самые глубины подсознания ребенка, пробуждая в нем полноценную творческую личность.
-То, о чем вы мне рассказали, замечательно. Я согласен с вами, в частности с оценкой влияния музыки на развитие человека. Мне только одно непонятно: кто будет претворять ваши идеи в жизнь? Квалификацию большинства современных учителей вы оцениваете крайне низко. Родителей, судя по одной из ваших телепередач, тоже не очень высоко. Если не ошибаюсь, в ней говорили, что под влиянием родителей и телевизионной рекламы нормальный ребенок сейчас предпочтет сникерс книге.
- Первым и самым главным учителем ребенка является мать. Она должна дать ему начальные здания, создать истоки духовного развития. И все это необходимо преподносить малышам не сухо, основываясь только лишь на их послушании, но с эмоциональным подъемом и собственной заинтересованностью. И вообще ребенка необходимо развивать раньше, чем он появится на свет.
- Я не понял, как начинать развитие еще нерожденного ребенка?
- Прежде всего с помощью музыки. Конечно, не всякой, не той, которая изливается на нас из репродукторов и магнитофонов. Как показывают опыты, проведенные в научно-исследовательских институтах, она даже крыс приводит в состояние эпилепсии. С людьми таких опытов, к счастью, нв ставят. Как известно, основной принцип врачей всего мира - <не навреди>.
В нашей ассоциации разработаны специальные музыкальные формы, способствующие внутриутробному развитию ребенка. Применяют их очень просто: магнитофон с их записями прикладывают к животу матери. Постепенно от коротких музыкальных форм в исполнении одного инструмента можно переходить к более длинным в оркестровом сопровождении.
Эти прослушивания нужны не только ребенку, полезны они и матери. Они способствуют хорошему настроению, подготовляют нервную систему женщины к перенесению родов без стрессов, уравновешивают ее психику.
Уже сейчас тысячи детвй прошли курсы такого <дородового> развития и их способности, и не только в музыке, разительно отличаются от сверстников.
Наша ассоциация подготовила все для развития детей России. Имеют, как я уже говорил, специальные аудиокассеты для внутриутробного развития ребенка. Нами собраны и записаны на кассеты 200 шедевров мирового искусства в исполнении самых выдающихся музыкантов, певцов, чтецов, которые помогут ребенку с первых же своих дней жизни сформировать образное, так называемое правополушарное мышление. Есть и грампластинки специальных обучающих спектаклей, и иллюстрированые сказки, дающие малышу основы знаний, содержащихся до сих пор только в скучных учебниках.
Все есть, и ничего не используется. По крайней мере у нас в России. За границей наши аудикассеты давно пользуются спросом.
- Еще один вопрос. Вы упоминали о принципе врачей - не навреди. А уверены ли вы, что музыка не окажет на еще неродившихся детей вредного воздействия, которое скажется через 5, 10, 15 лет?
- Уверен. Об этом свидетельствуетсамочувстие первых детей, прошедших такой курс. И потом исследования, проведенные в Институте педиатрии, Медицинской академии наук и Научно-исследовательском центре по охране здоровья матери и ребенка подтверждают не только безопасность, но и полезность таких ранних прослушиваний.
http://kirushin-.chat.ru/sta_naro.htm
↑ И музыка формирует личность
"Инженерная газета" ╪84 август 1994г.
Создается впечатление, что нам не нужны умные люди. Это не преувеличение. Оглянитесь вокруг. Посмотрите на то, что сейчас делается с детьми. Впечатление такое, что в России существует какая-то тайная организация, ставящая себе цепью формирование одного из страшнейших менталитетов на земле, базирующегося на лени, неповоротливости, лести, недержании слова, воровстве и прочих "достижениях" цивилизации.
Я разговариваю с Владимиром Викторовичем Кирюшиным - президентом Российской ассоциа-ции эмоционально-образного развития личности. В течение 35 лет он занимается проблемами педагогического воздействия искусства на детей. По его мнению, именно оно должно сформировать образное мышление и восприятие ребенка, дать ему духовное и нравственное развитие.
В отличие от многих современных интеллигентов Кирюшин не только говорит. Он еще любит и умеет работать, более пяти тысяч детей прошли у него учебу. Созданная им цельная система образов и сюжетов позволила дать им яркий эмоциональный толчок. Его красочно оформленные сказки позволяют легко и естественно воспринимать любую, даже самую сложную на первый взгляд, информацию о химии, физике и даже математике.
-Владимир Викторович, и что же должно стоять в основе воспитания ребенка?
-Только музыка. Она, и ничто более. Ведь музыка может обучать и воспитывать всех. Даже эмбриона. Это не преувеличение. Поверьте мне, я очень много лет занимаюсь обучением. Не буду перечислять всех людей с очень громкими именами, приводящих ко мне своих детей и внуков. Музыка - это совершенно уникальный язык. С одной стороны, он очень близок к математике и другим точным наукам. С другой - это чрезвычайно эмоциональный язык, непосредственно воздействующий на деятельность правого, эмоционального, полушария головного мозга. Музыка способна проникнуть ненавязчиво в человека и установить прочные связи с функционированием обоих наших полушарий, которые полностью изменяют отношение человека к окружающему его миру.
- И в чем выражается это изменение?
- Музыка влияет на раскрытие так называемой блоковой памяти, на расширение ее объема. Ведь Вам известно что мы пока используем только 5-10 процентов возможностей своего мозга. Личность становится способной к полноценному творчеству в любых областях. Детей, которые у меня учились и воспитывались с помощью музыки, можно сразу же узнать по их поведению, мышлению, восприятию мира.
- До нашей встречи я слышал я слышал от нескольких музыкантов и певцов о поразительных результатах которых Вы достигли в обучении детей музыке. Кто-нибудь мешает внедрению вашей методики?
- Самое интересное, что назвать никого нельзя. У меня есть уникальный документ, в котором руководители министерств науки, образования, экологии, здравоохранения расписались, что методика представляет большой интерес. Но на этом документе внедрение моей системы в школьное образованно и закончилось. И это неудивительно.
Существующая сейчас традиционная педагогика с ее классно-урочным подчинением ученика педагогу, домашними заданиями и главное - полупрофессиональными, я не боюсь этого слова, кадрами, не способна воспринять действительно новые способы обучения.

Вот элементарный пример.
Во всем мире детей давно уже обучают учиться читать по словам, а у нас - по буквам. Современные педагоги, способные только пересказывать учебники, написанные более умными людьми, не только не будут способствовать качественному новому воспитанию, но и всячески будут тормозить его. Эта педагогика с первого дня поступления ребенка в школу развращает его душу, ориентируя на формальные, "зазубренные" ответы.
Только через взаимотворчество Учителя и Ученика. через свободное общение между ними, через эмоциональную заинтересованность ребенка можно обучить и, главное, воспитать человека, не равнодушного ко всему: к трудовому процессу, к стране, где он живет, к людям, которые его окружают.
- И какой же вы видите выход? Большинство современных педагогов. по вашему мнению, обучать и воспитывать детей не может. А воспитывать их нужно. Количество ДЕЙСТВИТЕЛЬНО образованных, духовно обогащенных людей в стране сокращается прямо на глазах.
- Первым и главным воспитателем ребенка является его мать, а основным инструментом, как я уже говорил, - музыка. Но, конечно, не всякая. Не современная музыка, от которой, по проведенным в научных институтах исследованиям, даже у крыс начинается эпилепсия. И начинать воспитывать ребенка с помощью музыки нужно еще до его рождения. Я не оговорился.
В нашей Ассоциации разработаны специальные аудиокассеты для внутриутробного развития ребенка. Воздействие на него происходит как через восприятие музыки матерью, так и путем непосредственного воспроизведения мелодии, записанной на магнитофон, через специальные пояса с плейерами. На Западе такие пояса получают все большее распространение, поскольку они с первых моментов жизни ребенка специально сочиненными мелодиями начинают формировать его образное мышление. Прохождение курса такого обучения сказывается примерно к трем годам. Дети начинают более продуктивно изучать иностранные языки, у них развивается абсолютный музыкальный слух и то, что мы называем музыкальным мышлением.
- Владимир Викторович. последний вопрос. А что вы собираетесь делать, если ваши методики все-таки не получат поддержку?
- Создам Партию защиты детей. Не смейтесь. Я уверен что смогу ее создать, и она будет иметь успех больший, чем у Жириновского.
http://kirushin-.chat.ru/sta_inge.htm
↑ По веселым ступеням игры
Если вы думаете, что это милое существо - то ли медвежонок - девочка, то ли чебурашкин родственник, то сильно ошибаетесь. Так же, как и я. Подобные предположения начисто были отметены ребятишками в музыкальной школе -там, в классе сольфеджио, каких только героев по стенам не навешано. Так вот, объяснили мне юные музыканты (они же и художники), что это - терция. Такой музыкальный интервал.
- А почему она лохматая?
- Она не лохматая. Она пушистая. Мягкая такая (звучит мягко). Маленькая. Ей три года.
- Откуда вы знаете, что именно три?
- Потому что в нее три клавиши входит, и пальцев у нее тоже три.
И не захочешь да запомнишь. Из своего дальнего музыкального детства эти интервалы вспоминаются мне совсем другими. Конечно, учителя и тогда пытались облегчить нам унылое запоминание определений каждого из них, давали "подсказки", и до сих пор я помню, например, что кварта звучит как начало тогдашнего государственного гимна: "Союз нерушимый"... Но согласитесь - одно дело ориентировать на гимн, а другое - с головой окунуться в сказку, представляя, рисуя, воображая множество разных существ, которые, живя своей жизнью, общаясь друг с другом, накрепко закладывают в сознание самые сложные музыкальные понятия.
В общем, не надо в привычном смысле "грызть гранит" науки, не надо мозговым напряжением штурмовать крепкие стены музыкальной теории. Нету ни гранита, ни стен: вход свободен, и по веселым ступеням игры можно подниматься до таких высот, какие раньше детям и не снились.
Им повезло. У этого везения есть фамилия - имя - отчество: Владимир Викторович Кирюшин, музыкант - педагог, недавно побывавший у нас в Шарье. Он - автор системы, основанной на эмоционально-образном восприятии. Тридцать лет развивал и совершенствовал ее, прорываясь сквозь препоны традиционного обучения. Сейчас имя его широко известно во всем мире, результаты обучения - более чем убедительны.
Дети любых способностей и возрастов легко усваивают материал практически любой сложности - без стрессов и нервных срывов от непомерных нагрузок. В течение года каждый из его учеников становился обладателем абсолютного слуха.
Впрочем, дело не только в этом -дело в том, что система помогает развивать воображение, дает простор творчеству, фантазии, способностям - растит Личность.
Более того, Кирюшин убежден, музыка должна звучать в душе и мозгу ребенка с самого рождения. И даже раньше: есть специальные кассеты с мелодиями, предназначенными для будущих мам. Дитя еще не появилось, но уже "купается" в созвучиях - и есть научные, медицинские обоснования благотворности этого воздействия.
Вышли в свет и его музыкальные мифы - сказки, радиослектакли, циклы обучающих песен-привил. Есть даже образцы звуковых обоев! И есть видеозаписи (85 уроков автора системы) - методическое богатство, иначе не назовешь.
Так вот, такой "живой" урок он провел с ребятишками у нас в ДКЖ. Были там и педагоги со всего северо-востока, и родители, и, само собой, наши учителя.
Дети - самые обычные, отличников специально никто ис подбирал. С каким счастливым азартом они играли, учились, подбирали определения, очень точные, - к звучанию тех же интервалов:
- Секунды?
- Хрюкают.
- Кварты?
- Ворчат.
- Какие они по характеру?
- Ворчливые, сердитые, твердые,
- А терции?
-Добрые, веселые.
- Маленькие, добрые Терции - трехлетки Сидели на завалинке. Кушали конфетки... С квинтами - растеряхами, которые звучат как "чаво?", и вовсе история случилась.
- Знаете, кто был в метро, тот видел, наверное, - иногда сидят напротив такие тетеньки. Спросишь ее о чем-то, а она в ответ "ча-во'". Как-то одна моя маленькая ученица ехала с бабушкой и как раз такую тетеньку увидела. Обрадовалась, бабушке говорит: "Это квинта". Бабушка от удивления сказать ничею не успела, она к тетеньке подходит и спрашивает: "Вы -квинта?" А та в ответ: "Ча-во?"
Этот сюжет - еще и маленькая развлекатедьная пауза, ибо темп урока -стремительный, напор образов, понятий, задач - мощный. Но это и совместное творчество! Вряд ли кто-то из детишек, дружно и правильно распевающих в ответ на изначальную ноту, осознает, что это они именно решают музыкальную задачу. И никаких упреков за ошибки:
все растворяется в шутках, смехе, сказочных историях.
Особо отличившиеся удостаивались легкого хлопка по голове бумажным свитком, а иные - рукопожатия учителя.
Потом, уже в разговоре со взрослыми. Владимир Викторович высказал мысль, по прежним временам вполне крамольную:
- Есть музыкальные школы и есть музыкальная грамотность. И часто эти понятия не совпадают. До революции вообще не было музыкальных школ. А вся страна пела. В России были лучшие хоры мира' Вся музыкальная подготовка закладывалась в общеобразовательные программы. Посмотрите сборники Драгомирова, Ладухина для школ. Какой ученик сейчас по ним споет? Дай Бог, чтобы учитель спел. А тогда это было обычным делом.
Конечно, огромную роль здесь играла церковь: ухо ребенка с детства привыкало к пению во всех тональностях - то, тему учат в музыкальных школах много лет, а в обычных - вовсе не учат. А это не просто пение - это образование особого склада мышления, чему официальные программы по музыкальной теории , не только не способствуют, но и препятствуют. Задача школы вовсе не в том чтобы подготовить общими силами ученика на теоретическое отделение, а в том, чтобы через общение с музыкальной грамотой шло развитие личности - любящей музыку, понимающей ее, ощущающей. А это неизбежно дает мощный интеллектуальный толчок. Пусть он не будет профессиональным музыкантом, но человеком гармоничным, духовным, образованным - безусловно.
Должно быть, именно поэтому задача педагогики по Кирюшину вырастает до размеров глобальных - возрождение генофонда нации. (!) Если учесть, что принципы эмоционально-образного восприятия будут внедряться в систему общего образования, то задача эта выглядит не столь уж невероятной.
А о том, что касается непосредственно нашей музыкальной школы, мы поговорили с ее директором Владимиром Ивано-вичем Сенниковым.
- Каким образом вы вышли на систему Кирюшина?
- Система эта достаточно известна. И не только эта. Есть много людей, которые разрабатывают новые подходы к музыкальному образованию: Шатковский, Огороднов,своя интересная методика у куйбышевцев. В общем, те, кто интересуется новыми веяниями, - находят. Ну, а раз уж нам посчастливилось встретиться с Владимиром Викторовичем то такой шанс упускать нельзя. Мы купили всю методику - осталось приобрести только записи "Лучшие образцы классической музыки".
- Все ли разделяют ваш энтузиазм по поводу методики Кирюшииа?
- Скажем так - почти все. Большинство искренне увлечены этим делом.
- Вы знаете, посмотрев на то, как занимается он, невольно приходишь к мысли, что такой энергией, артистичностью, раскованностью наделены, наверное, не все учителя.
- Буквально копировать его невозможно, да это и не нужно. Есть основа - что главное. И применять ее можно не тольков музыке. Мне говорили и педагоги, и родители: "Спасибо, что мы это увидели".
- Вы верите в то, что через год все ваши дети будут обладать абсолютным слухом?
- Верит - неточная категория. Надо пробовать,экспериментировать, действовать. Мы - начали, у нас есть желание работать по-новому, и результатов - это правда - я жду с надеждой.
Теперь - самое главное. Визит Владимира Викторовича Кирюшииа сюда - не случаен. Побывав как-то в дальнем уголке нашего района, в Коневе, он, будучи потрясен живописностью окрестностей, решил открыть здесь детский центр: на лето сюда будут приезжать на занятия одаренные ребятишки, в том числе и наши. Из стадии первоначального замысла проект этот уже перерастает в реальность - во всяком случае, все официальные согласования в районной администрации и отделе культуры проведены. По всей вероятности, скоро он еще раз приедет сюда, и тогда можно будет поближе узнать и саму его личность, и методику, и планы.
Да, а насчет второго рисунка - если вы думаете, что это просто кокетливая жирафа сидит на лугу, то сильно ошибаетесь.
- Это октава! Шея у нее длинная, потому что в нее восемь нот входит! Вот так-то.
http://kirushin-.chat.ru/sta_vetl.htm