Перуница » Дети и их воспитание » ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов)

Все серьезно изучающие историю воспитания в наше время согласятся с тем, что еще много пройдет времени, пока можно будет закричать : «эврика! эврика!» найдя идеально совершенную систему обучения, однако опыт недавнего прошлого дает право заключить, что мы ускорим наступление этого желанного времени, если будем стараться ослабить дидактическое и усилить эвристическое обучение; весьма значительные успехи, достигнутые в последнее время, несомненно обусловливаются применением эвристических методов и упражнений

В этой статье говорилось между прочим, что самый лучший путь к приобретению познаний, самый лучший метод, какой только может избрать каждый отдельный человек, — это тот путь исследования, по которому в минувшие времена шли целые народы; что метод обучения, приближающийся к методам исследования, должен быть признан наилучшим потому, что он не довольствуется только преподаванием истин, которые сами пo себе бесплодны и безжизненны, a приводит к самому корню, из которого они выросли.

Не будет слишком смело утверждать, что элементарная физика должна преподаваться не для одних полезных знаний, a должна быть и средством умственного развития. Если предмет преподается имея это в виду, то он развивает такие умственные силы, которые не пробуждаются и даже часто убиваются одним изучением языков, истории и математики. Для того, чтобы изучение физики могло проявить такую развивающую силу, необходимо, чтобы оно выясняло научный метод исследования природы путем наблюдения, опыта и рассуждения, поддерживаемых гипотезами. Учащиеся должны быть поставлены в положение исследователей, и им должна быть дана возможность самим производить опыты. Уроки должны касаться вопросов, которые легко могут быть поняты детьми, и для иллюстрации должны быть выбраны предметы и явления, знакомые им из повседневной жизни.

Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них.
Начинающий не только может, но и должен быть поставлен в положение первого исследователя, и все изучавшие вопрос практически приходят к такому же заключению. Дети приходят в восторг, если их ставят в такое положение, когда они составляют как бы партию исследователей.

Недостаточно только вести преподавание по воображаемому пути исследования, необходимо предоставить детям самим решать задачи и приобретать в этом возможно больший навык. Конечно, эти задачи должны быть тщательно соразмерены с силами учеников, которых нужно вести вперед незаметным образом, но не следует сообщать им наперед и определенно, что нужно искать и как искать. Это значило бы портить их и было бы просто преступно.

Дело обучения детей никогда не следует смотреть как на дело, которое можно исполнять кое-как, но как на священную обязанность. Весь смысл учительской обязанности может быть выражен в одном маленьком, но очень выразительном на английском языке слове: научить детей делать (to do).

Напрасно ссылаться на то, что молодые школьники не могут сани что-нибудь открыть; но всегда нужно предлагать им факты так, чтобы был достаточно виден тот путь, который ведет к выводам, и чтобы были ясны те методы, какими, опираясь на эти факты, можно придти к некоторым заключениям. И прежде чем применять в сколько-нибудь значительной степени дидактический метод, должен быть пройден основательный курс эвристическаго обучения, задача которого — дать полное понимание метода и развить способность им пользоваться. Научный склад ума, научные способы работы должны сделаться настолько привычными, чтобы обходиться без них сделалось невозможным. Отсюда неизбежно вытекает, что предметы должны предлагаться учащимся в таком порядке, чтобы те из них, которые могут проходиться опытным путем, были поставлены в первой очереди.

Эвристические экспериментальные занятия, правильно поставленные, имеют, по мнению Г. Армстронга, чрезвычайно важное воспитательное значение, так как они разными путями содействуют выработке нравственных и умственных качеств учащихся: во-1-х, они возбуждают интерес к обыкновенным предметам и обыденным явлениям, о которых учащиеся не просто слышат что-нибудь, но сами постепенно приобретают познания. Таким образом дети приучаются обращать внимание на эти явления и становятся наблюдательными н любознательными.

Они научаются пользоваться весами, взвешивать и измерять, и не одни только предметы, но также поступки и слова, потому что все что они делают, они должны делать точно. Измерения делаются везде, где только возможно, и учащиеся на практике познают, насколько они необходимы для того чтобы делать точные выводы. Измерения и взвешивания производятся настолько часто, что входят в привычку учащихся. Учащиеся приобретают навык к правильным наблюдениям ; от них требуют аккуратности во всех делах; их приучают не тратить лишних материалов и быть бережливыми. В них вырабатывается привычка терпеливо доходить до подробностей, навык логически мыслить, судить здраво и основательно. Изобретая и приспособляя аппараты, задумывая и производя опыты, они развивают в себе ловкость и находчивость.

Необходимо признать, что задача вовсе не в том, чтобы преподать ту или иную отрасль науки, a в том, чтобы научить научному методу, развить способности, ныне редко упражняемые, но чрезвычайно важные для успешного исполнения всевозможных обязанностей обыденной жизни.

Обучение может вестись с успехом только сочувствующими делу и развитыми учителями. Дело это должно завоевать себе симпатии и быть поставлено так, чтобы оно не считалось чем-то менее важным, чем другие занятия.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЯМ

Учителя должны быть более широко образованы, должны более широко охватывать свой предмет, быть более предусмотрительны, более способны взвешивать все условия задачи, решать которую они призваны, более склонны идти вперед в своем деле и не бояться перемен, хотя бы и сопряженных с беспокойствами, они должны иметь высокое понятие о нравственных обязанностях своего призвания.

Учить научно всегда труднее, чем учить механически, но от нас настоятельно требуются научное обучение, a не обучение науке, и мы должны найги способ дать его.

Получение хороших учителей представляет чрезвычайно большие трудности, если университеты не придут здесь на помощь. преподавание в нынешних педагогических учреждениях ведется самым анти-эвристическим методом, так что от них мало можно ожидать помощи. Нужны особые специальные меры, чтобы обеспечить школы подготовленными учителями и учительницами.

Даже в тех случаях, где остальные условия благоприятны, выступает на сцену вечное пугало—таблица распределения часов. Вначале еще не представится затруднений в постановке этого предмета в тех же условиях, как и всякого другого. Но когда дело дойдет до опытов с аппаратами, не многое можно будет сделать, пользуясь только тем временем, какое отведено на обыкновенный урок.

По всей вероятности, затруднения относительно времени не будут совершенно устранены, пока не произойдет радикальное изменение в способе ведения школ, пока не приобретет прав гражданства новый взгляд на школьную жизнь,—взгляд, основанный на признании того положения, которое было высказано Гёксли, — что главную цель жизни составляет не знание, a деятельность.

Наши школы имеют задачи. Большая часть выходящих из них избирает занятия требующие сидячего образа жизни. Их воспитание дает некоторую подготовку к этого рода занятиям. Но они вовсе не подготовлены к деятельной жизни. Мы должны самым решительным образом протестовать против того порядка, который обрекает нацию к тому, чтобы остаться позади других. Вместо того, чтобы принимать в наших школах меры к водворению молчания, мы должны были бы поощрять учеников к разумным беседам о том, что они делают в школе. Почему наши дети так редко разговаривают о своих школьных делах? Почему всюду слышится так много пустых разговоров? Почему так много читается пошлых произведений литературы? He потому ли это, что так мало поощряются разумные беседы и чтение в школах?

Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, y них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг y друга совета. Они так интересуются своим делом, что не могут не говорить о нем.

Нельзя представить себе ничего менее разумного, менее целесообразного в смысле подготовки к жизненному делу, чем система вынужденного молчания, практикуемого в наших школах. Эта система является неизбежным следствием дидактического классного обучения, переувлечения учебниками и пренебрежительного отношения ко всякому инструменту и орудию, кроме пера.


Категория: Дети и их воспитание   Теги: Образование

<
  • 73 комментария
  • 6 публикаций
17 декабря 2017 18:23 | #1
0
  • Регистрация: 20.08.2014
 
Смешно, право.
Древнейший подход к обучению. Выборочный.
Но "современная педагогика", присвоив себе древние наработки, равняет врождённо эвристичных с врождённо не эвристичными, и обещает... обещает... обещает...
Для категории, разряда, зарплаты.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.