Перуница

» » Как открытия Павлова и Станиславского помогают разобраться в проблемах органичного развития мозга

Дети и их воспитание » 

Как открытия Павлова и Станиславского помогают разобраться в проблемах органичного развития мозга

Как открытия Павлова и Станиславского помогают разобраться в проблемах органичного развития мозга


Наивное обращение к людям Культуры


В этой стране, где о серьёзных вещах и от имени народа говорят только «избранные», какие ещё возможности есть у провинциального работника, погибающей Культуры, донести до людей важнейшую информацию?

Впрочем, «донести» — это сильно сказано. Хотя бы прочитали, а не в спам скинули.

Но, недавно услышала слова из американского документального фильма: «Пусть вам приходится бороться с ветряными мельницами, но это лучше, чем сидеть и думать, что вы ничего не можете сделать».

Человек должен бороться до последнего. Вот и борюсь.

Ну, и, несмотря на серьёзность вопроса, я, как творческий человек — с изрядной долей легкомыслия, — несколько развлекаюсь. Отправлю сие обращение — куда только придумаю. Крайне интересно — дойдёт ли хоть кого-нибудь? Очень забавно!


Итак, обращение к «ветряным мельницам».
(Десять лет уже обращаюсь, а воз и ныне там)

Я всегда была уверена, что человек может понять любые мысли. Но, к сожалению, существуют крайне важные для человечества идеи, которые, большинство людей понять не в состоянии. И, вроде, всё на поверхности, и люди неглупые… а мозги не поворачиваются, словно мощные предохранители стоят. Дети понимают очень быстро. А, вот, до людей с высшим образованием, особенно с научными степенями, — не доходит принципиально.

Тому есть объективная причина. Дети, существа ещё самостоятельно мыслящие, в отличие от хорошо образованных взрослых, с заштампованными мозгами.

Телевидение, например, гонит всякую дурость о сверхъестественном. А вполне естественного в упор не замечает. И, ведь не какие-то неизвестные идеи. Речь о самой природе человека, об идеях философов-материалистов, о мыслях академика Павлова и учении Станиславского.

Словно «табу» существует на это направление мысли. Понятно, что среднестатистическая масса не имеет развития, чтобы подняться до таких высот мышления. А где философы, где люди высокой Культуры и Искусства, где учёные-мыслители? А-у-у! Нету?

В этом случае, можно считать, и России уже нету. Осталось только «время доживания».

Те же телевизионщики часто выдают программы о коррупции, взяточничестве и разнообразном беспределе. Идет борьба со следствиями. Точнее,их констатация.

А почему бы ни заглянуть в корень? Откуда всё растёт? Табу? Кто наложил это «табу» на мозги русских?


Для тех, кто озабочен судьбой страны, кого расстраивает, прогрессирующая деградация народа… попробую, объяснить проблему. Тема очень большая и крайне сложная... но, я попытаюсь объяснить как можно проще.

Прекрасные строки Заболоцкого:

А если так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Культура, духовность, разум — это «огонь, мерцающий в сосуде». А сегодняшний русский народ, включая науку и культуру, это — «Сосуд, в котором пустота». Отсюда и все беды: Форма стала не просто главнее содержания, почти никто уже не понимает, что, кроме формы должно быть и «содержание». Объяснить такому формализованному обществу, что оно лишено души, и что такое, собственно, душа — занятие бесперспективное. Уж, если Культура собственные обязанности по развитию духовности на религию возложила, а телевидение продало душу за рейтинг…


Коротко,проблема заключается в следующем: Человеческий мозг работает по трём сигналам.

Сигналы — работа трёх частей коры.

Вопрос для особо одарённых: если разум — производное трёх разделов коры, сколько сигналов надо развивать? Что это за сигналы и разделы коры? И сколько из них направленно развивается у детей?



Немного о физиологии.

■ Человеческий разум — это работа коры головного мозга.

■ Кора — состоит из трёх основных разделов, из трёх систем. Они образовались с разницей в сотни миллионов лет. Каждая работает по собственным физиологическим законам. Научный факт!

Великий Павлов, в своё время, говорил о двух разделах коры. Он утверждал, что любой из них может преобладать — быть ведущим или доминирующим. Говорил, что преобладание лобных долей — это логический ум, остальных — 70% коры — творческий.

Ну, скажем, это не совсем так. Но, тема научно не исследована.

Академик Павлов только обозначил проблему. И, сразу, нарвался на противодействие психологов. Дальше, он разрабатывал эту тему только в медицинском аспекте. Например, от какого раздела коры зависят невроз, неврастения, истерия?

А, вот, не менее великий Станиславский, не претендуя на научные лавры, спокойненько разобрал работу и взаимодействие всех трех систем в практически-творческом отношении. И создал теорию, которая, по сути, универсальна для любого творчества. Которая, пошагово, учит таланту.

Но, опять облом! Теперь, уже, не поняли Станиславского. Всё его учение свели к театральной «Системе», к набору правил. А суть самого учения осталась непонятой.


Что происходит с этой темой? Почему до её понимания доходят только единицы? (Добавлю, высокоразвитые единицы!)

Три системы коры — не только реально существуют, но и научно доказаны. И, при этом, кроме учёных, о них практически никто не знает. Они не учитываются при воспитании детей. Их развитость или неразвитость не учитывается при анализе процессов, происходящих в стране. СССР так легко рухнул. Ни один учёный не задумался — не потому ли это произошло, что у людей оказалась массово-недоразвита часть коры головного мозга? А это именно так и было. Утверждаю, как работник культуры.

Но, почему, люди никак не могут понять элементарную мысль, что если кора состоит из трёх частей, то все три части и надо развивать? Какая-то заколдованная тема!


■ Данный «ларчик» открывается просто: Если какая-то часть коры у человека не развита, то, ему невозможно объяснить, для чего она нужна. Хоть разбейся, в упор не понимает. Нет у человека музыкального слуха — можно ли ему объяснить наслаждение от музыки? Нет нравственности… вот, и объясняй, что брать взятки плохо. Не развиты у учёных-психологов две части коры из трёх, вот, они и не считают их разумными.


■ Что это за три части коры? Как их можно различить, не заглядывая внутрь мозга?

Да, по психике. Каждая из них работает со своим сигналом.

Первая сигнальная система — 70% от общей площади коры — работает со всей жизненной информацией — в любых видах и формах, включая речь, устную и письменную. Мы всё изначально воспринимаем органами чувств — глазами, ушами…

Первый сигнал — отражение реальности в наших головах — ОБРАЗ!

Вторая сигнальная система — лобные доли. Второй сигнал — условные формы, индивидуальные для каждого отдельного социума.

Эта часть коры предназначена работать с искусственными формами. Ни речи, ни письма, ни цифр-нот в природе не существует. Это придуманные символы! Этикетки, подписи на образах.

Образы сами по себе, вторые сигналы сами по себе. Осуществляются в разных системах, по своим физиологическим законам. Но, в процессе познания мира, между ними разрабатываются рефлекторные связи. Формы из лобных долей, содержание из сенсорной коры.

Слова без образов не информативны — форма без содержания, ноты без звуков, символы без того, что символизируют. Разумными и осмысленными они становятся только при условии совмещения двух сигналов. Например, если повреждаются зоны Брока или Вернике, где, по всей видимости, и совмещаются два сигнала… — так и получается: слова и образы перестают совмещаться. Человек перестаёт понимать звучащую или письменную речь. Хотя, образное понимание мира у него остаётся.

И третья часть — лимбическая система — гипоталамус — отвечающий за эмоциональную сферу.


■ Все три сигнала рефлекторно связываются между собой в процессе познания — обучения. В момент создания рефлекторной связи — это сознательный процесс. А дальше он работает автоматом. И именно взаимодействие трёх сигналов образует органичный, человеческий мозг.


Владение словом, речью у нас настолько отработано, что люди и не пытаются задуматься — как несколько условных букв могут нести громаднейшее содержание?

Даже люди творчества, которые сознательно-подсознательно умеют работать с образом, не связывают слова и образы. Даже они отделяют речь от образного мышления.

Понимание — что такое «дерево», в отсутствии самого дерева, возможно только потому, что его образ хранится в нашей памяти. Мы помещаем в свой мозг копию реального мира — картинки, звуки, запахи, ощущения. От того, насколько копия адекватна, подробна и осмысленна — зависит миропонимание, мировоззрение. От того, насколько качественно можем обрабатывать образную информацию — зависит разум. Это — мысли, мышление.

Слова же вторичны. Очень сильная «программа» нашего мозга для переработки образной информации и донесения её до других людей.

Но, «системный блок» нашего мозга — именно первая сигнальная.

Поскольку я, всё же, работник Культуры, а не физиолог, с научной стороны могут быть неточности.

Но, если больше тридцати лет работать с образами и взаимоотношениями сигналов… то, надо быть крупным идиотом, чтобы не разобраться в вопросе.

Кто совсем не разбирается в таких вопросах — учёные. Ни одного грамотного материала об образном мышлении. Но, они же не деятели Культуры и искусства с тридцатилетним стажем. С эмоционально-образными разделами коры всегда работала Культура.


■ Человеческий разум осуществляется, скажем, двумя способами:

Первый — органичный (как матушка эволюция создала) — активное взаимодействие всех трёх сигналов.

Второй способ — чисто человеческое изобретение — воспитание детей через слово. Через доминирование лобных долей и произвольного внимания. Умное человечество решило, что чем лучше дети владеют словом, тем они будут умнее. В СССР особенно постарались. Ну, и перестарались прямо по поговорке: «заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибёт». Такую страну похерить…

В первом случае присутствует

  • и интеллект (количество набранной информации),

  • и мышление (умение обрабатывать эту информацию),

  • и талант (умение нестандартно перерабатывать жизненную информацию и работать с подсознанием),

  • и речь (формулирование мысле-образного содержания — условными формами),

  • и высшие чувства (эмоционально осмысленные факты реальности — то, что называется духовностью).

Только такой мозг может быть у человека настоящей Культуры, Искусства, Науки. Мыслящий, высоконравственный, эстетически развитый, потенциально творческий… и свободный. Мысли и чувства — могут быть только свободными. Это непроизвольное внимание. Поэтому, вдохновение не продаётся.


Во втором случае — почти ничего этого нет. Есть условные рефлексы.

Слово связывается не с одним образом. Одно слово — может быть связано с тысячами однотипных образов. Слово «дерево» — одно для всех. Какое тут мышление? Образов же деревьев в памяти может набраться на целый лес. Когда мы слышим слово, — оно, одновременно, активирует все образы, рефлекторно связанные с ним.

Получается обобщённый, абстрактный образ, состоящий из тысяч конкретных. Подсознательно мы понимаем весь объём суммарной информации. Но, не зная — что такое образ, не имея развития эмоционально-образных разделов коры, не умея работать непосредственно в ассоциативной коре, с анализом конкретных образов из понятия... воспринимаем в качестве разума — только слово.

Да, конечно же, это разум. Но, построенный чисто на бессознательных рефлексах. Слова понимаем, ничуть не задумываясь, почему? Так же, как, не задумываясь, ходим, водим машину. Чем тут гордиться? Что первая сигнальная система помимо нашего сознания работает? Да, она умная, она гениальная.

А мы предпочитаем оставаться полуавтоматами?


■ Человечество спасает только то, что на конкретно-бытовом уровне практически все люди имеют достаточно органичное развитие мозга. В быту жить абстрактно — невозможно.

Но, бытовой уровень — это уровень, не намного выше пещерного. Такой народ — легко управляемое стадо.

По последней переписи, нас в СССР было 250 миллионов. И небольшая кучка продажных «демократов», в короткий срок, ухитрилась направить двухсотмиллионное людское стадо туда, куда хотела.

А народ что в это время делал? На сеансах Кашпировского расслаблялся, с богатыми, которые плачут, рыдал? Бедный, советский народ — наивные, образованные лохи.

Ныне — мы — не менее образованные циники, с весьма смутными понятиями о морали, нравственности, культуре, духовности.
Государство с бездарным, немыслящим, бездуховным народом обречено на прозябание, на нищету. А в современном мире, где уже идёт война за ресурсы, ему вообще не выжить.


Именно Культура и искусство, самой своей сутью, призваны развивать у людей эмоционально-образные разделы мозга. Ни Культуры, ни Литературы, ни Искусства, ни большой Науки без такого развития не бывает. Бывает подделка, имитация… ущербный, недоразвитый мозг — с высочайшим самомнением.

Кстати, интеллигенты и интеллектуалы — это рассудочные люди. Да, хорошо образованные. С прекрасной речью. Даже мышление развито. А, вот, эмоциональная часть коры недоразвита. В этом случае, будет с изъяном и первая сигнальная. Вроде, человек умный, но, бездарный и безнравственный. Или заученно-зашоренный.

Если народ, в целом, не обладает эмоционально-образным развитием, — он бездуховен. Ему не нужны, ни литература, ни искусство — ему нечем их понимать.

Вот это и произошло в нашей стране.

Культуре трудно бороться с педагогикой, которая ориентирована на второй сигнал. Десять лет у детей дрессируют лобные доли. Десять лет подавляют эмоционально-образные разделы коры, которые так и остаются на детсадовском уровне развития. В 11 классе детки оказываются образованно-невежественными.

Да, что там… сами работники Культуры — воспитываются в тех же школах.

Деятели Культуры и искусства, пожалуй, оскорбятся, услышав, что они плохо разбираются в том, что такое образ. Не поверят, если сказать, что большая часть народа не то, что эмоционально-образного развития не имеет, люди даже не знают, что такое развитие необходимо. До самой Культуры никак не доходит, что это означает её собственную гибель.

Спросила у председателя комиссии, отсматривающей спектакли на смотре худ. самодеятельности — что такое образ? Она сказала: «Надо подумать». Попыталась объяснить педагогам по литературе с форума творческих педагогов, что дети не будут читать книги, если у них отсутствует эмоционально-образное развитие. Выяснилось, что педагоги по литературе не подозревают, что, при чтении книги, за словами должен вставать образный мир, описанный писателем.

Это чудовищные моменты, означающие, что люди, призванные развивать культуру, сами не имеют нужного развития.

Ситуация, практически, безнадёжная. К учёным обращаться бесполезно. Они считают, что разбираются в вопросе, хотя, ни фига не разбираются.

К политикам — бесполезно. Эти играются в свои игры, им не до страны.

В Министерство Культуры? В Министерство Образования? Не смешно! К таким формализованным ведомствам настоящая Культура близко не подходит.

На телевидение? Это коммерческие организации, которые ради рейтинга готовы на всё.

Сегодня в России происходит страшная беда. Уничтожается мышление и духовность нации. У детей уже в младших классах нарушается органика слова. К одиннадцатому они становятся стабильно рассудочными. А объяснить это никому невозможно. Люди не понимают, о чём идёт речь. Ну, да, образ! Слово-то все знают.




Небольшой ликбез об образном мышлении. Такого материала нет нигде.

■ Реальный мир воспринимает сенсорная кора — ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, по Павлову. С помощью органов чувств.

Отражение реальности попадает на сетчатку глаз и перекодируется в электромагнитный импульс. Непосредственно в мозге никаких картинок, звуков или ощущений нет. Есть импульс, который может просто побродить по оперативной памяти и забыться, или записаться в нейрон на долгую память.

Эти импульсы и есть образы. Они же мысли. Скорость обработки образной информации намного выше скорости формирования речи. На одну короткую фразу приходится вагон мыслей. Частично, сознательных, по большей части — подсознательных.


■ Где базируются образы реальности, которые записались в нейроны?

Вероятно, в АССОЦИАТИВНЫХ участках первосигнальной коры. Титанических хранилищах — информации о всей нашей жизни, начиная с младенчества.

Нейроны ассоциативной коры заполняются по мере поступления информации. На первый взгляд — полный хаос. Но, когда мы воспринимаем объекты реальности, нам нужны какие-то доли секунды для опознания. В это время и происходит ассоциативное связывание новой информации с той, которая уже хранится в памяти ассоциативной коры.

Ассоциативные разделы мозга — это многомерная сеть, где всё со всем связано через ассоциативные нейроны. Мы понимаем вновь воспринятое, потому что похожие образы уже есть в памяти.

Понимание происходит на основании всей суммы информации. Обобщённый образ.

Здесь очень помогают слова, потому что у них адресная связь с родными образами. Но, мышление осуществляется именно анализом образной информации. Мы знаем, что это колбаса. Но, анализировать её будем не словами, а на вид, на запах, на вкус.


■ В ассоциативной коре работает исключительно непроизвольное внимание. Произвольное будет там, как слон в посудной лавке.

Люди, которых приучили «мыслить» через слово и произвольным вниманием, — однозначно бездарны и к творчеству не имеют никакого отношения. Даже если по профессии они артисты или писатели. Гонора много — таланта нет.

Стандартные, логические связи — это "заасфальтированные дорожки" между теми или иными нейронами. Все люди знают, что небо синее, а трава зелёная. Это мысленные штампы, которыми обходится подавляющая часть населения. Ассоциативное же мышление неповторимо-индивидуально. Только художник может открыть глаза людям, раздвигая границы их мышления.


■ Воспринимаемые образы реальности, в настоящий момент, сознательные. И, пока мы их помним — остаются сознательными.

Но, то, что мы сегодня помним — завтра забудется. И станет тем, что мы называем подсознанием, интуицией.

Информация в нейрон записана. Стереть её невозможно. Мы потеряли к ней сознательные пути. Но, сама ассоциативная кора работает со всей информацией, которая в ней есть. И такой информации на порядки порядков больше, чем сознательной.

Поэтому, К.С. Станиславский и говорил, что творчество только частично сознательное. По большей части, это ассоциативно-подсознательная работа мозга. Происходит она только непроизвольно. Поэтому, одним из главных принципов творческого процесса, является отсутствие мышечных зажимов, к которым приводит доминирование лобных долей и произвольного внимания.

При органичном мозге, органично и тело. Как у детей и животных.

Проще говоря, расслабиться надо. Привести к органичному равновесию тело и дать свободу мозгу.


■ Настоящее творчество возможно только если оно свободно. Это непроизвольное внимание — им управлять нельзя. Творит подсознание. Ему невозможно приказать. Хотя, можно увлечь, заинтересовать — произвольно.

Акт творчества происходит сам собой, легко, как дыхание. Настоящий талант — это полёт, это жажда, это восторг… очень большое удовольствие.

«Муки творчества» — это попытки рассудочной личности — заниматься творческим процессом. Или вдохновение никак не приходит.
Мучительной может быть только отработка технической стороны, которая обязательно делается при участии произвольного внимания. Тяжело гонять гаммы. Но, когда рефлексы отработаны... на концерте, пальцы летают.



■ Основных "программ", которыми наше ЭГО работает с ассоциативной корой — немного. Прежде всего, это МЫСЛИ.

В этом случае, ассоциативная кора работает самостоятельно — непроизвольно. (Так же, как во сне). А мы только следуем по цепочкам активированных нейронов, тихонечко направляя мысль в ту или иную сторону.

Без произвольного внимания! Направляют эмоции.

Какая-то мысль показалась интересной нашему ЭГО, и образы начали формироваться в новые мысли.

Мысли, автоматом, вызывают нужные слова. Слова, опять же рефлекторно, активируя нужные образы. Лобные доли, в этом случае, работают непроизвольно.

Или, нашу мысль направляет сама реальность.

Когда происходит глубокое мышление, наше внимание уходит от реальности внутрь мозга. Мы о чём-то размышляем, не замечая окружающего. В этом случае анализируется накопленная информация самого мозга.

Но в психологии отмечается и такой вид образного мышления, как НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ. (Хотя, почему-то отсутствуют формулировки — слухо-образный, тактильно-образный... органов чувств — пять)

Непосредственное восприятие реальности, её изучение, попытки понять, что не так в моторе машины, например — это опять же мышление, но уже ориентированное на внешний мир. Здесь — анализируется конкретная информация реальности. С подключением того опыта, который накоплен в памяти. Здесь, опять же, используется непроизвольное внимание, направляемое эмоциями.

Мысли — это «цифровой» вариант прочтения образов.

Но, мы можем и визуализировать образы.

Как это происходит — никто не знает. Но, называется сей процесс — ВООБРАЖЕНИЕ.

Визуализировать-вообразить, представить, вспомнить — можно только ту информацию, которая записана в нейронах. Если у нас в памяти нет образа поверхности Венеры, мы не сумеем его вообразить. А вот картинки поверхности Марса мы, наверняка, видели. И можем их вспомнить — представить.

Представить можем. Но, не сумеем изменить реалистичные образы. Они записаны в нейронах, которые измениться не могут. Могут только погибнуть вместе с мозгом.

Реалистичные образы, снятые с реальности, — это объективная истина, правда, которую изменить невозможно.

Тем не менее, изменить образ возможно.

Как это происходит, опять же, никто не знает. Вероятно, с нейрона снимается оперативная копия. И, уже, с копией можно делать всё, что заблагорассудится. Этот процесс называется ФАНТАЗИЕЙ. При этом в нашем мозге одновременно существуют и реалистичный, и фантазийный образы. Придумывая что-то, мы всегда знаем правду.

Так что, воображение «играть» никак не может. А вот, игре фантазии — пределов нет.

Фантазия правдой ни в коем случае не является. Это ИГРА, ТВОРЧЕСТВО.

Попытка же выдать фантазию за правду — ЛОЖЬ, ВРАНЬЁ.

Муки от того, что фантазийный образ выдан за реалистичный — называются СОВЕСТЬЮ. (Происходит конфликт между объективным образом, записанным в нейрон… и искажением этого образа. Наш мозг против).

Предполагаемое изменение реальных образов — ПРЕДЧУВСТВИЕ, ПЛАНЫ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ.

Адекватное восприятие реальности с эмоциональным ожиданием на положительное её изменение — НАДЕЖДА.

А вот изначально неверное восприятие реальности — называется ИЛЛЮЗИЕЙ, САМООБМАНОМ.

И, если при вранье в конфликт вступают реалистичный и ложно-фантазийный образы...

То, при иллюзии мозг вступает в конфликт с самой реальностью. Отказывается воспринимать реальность такой, какая она есть.
Реальность, чаще, побеждает.

Т.е. при вранье — первичен объективный образ, а фантазийный — вторичен. Врём сознательно, прекрасно зная правду. При иллюзиях же — первичен фантазийный образ.

Объективный образ реальности — может быть так и не воспринят. Взрослые передают свои заблуждения детям.Научите ребёнка, что бог есть. Он так и помрёт с этой иллюзией — верой.

Ну, и ассоциативное мышление. Каждый образ ассоциативно связан с типовыми, родственными. Это прямая логика. Есть пиджак, должны быть брюки, рубашка…

Но, когда мы воспринимаем реальность, запоминаем не отдельные образы, а всю картинку, в контексте. Эта «картинка» включает в себя всё окружающее. Обстановку, людей, время, город, страну, планету. Наш удивительный мозг производит сложнейшие операции, недоступные никакому компьютеру, — в какие-то доли секунды.

Прямая логика — это поступенчатый анализ.

Ассоциативная же логика — работает "пролётами". А то, и всей "лестницей сразу". Любой образ может вызвать сотни разнообразных мыслей — воспоминаний, по прямой логике никак не относящихся к нему. И если простая причинно-следственная связь — это стандарт мышления... то, ассоциативное мышление глубочайше индивидуально. У настоящих творческих людей, с нестандартным мышлением, особо активно именно ассоциативное мышление.


Это базисные виды образного мышления, которые работают непосредственно в сенсорной коре. В той самой первой сигнальной системе, которую учёные сочли неразумной, животной частью мозга. Все эти виды мышления у детей необходимо специально развивать. Но, если их и развивают, только у дошкольников. А у школьников — активно тормозят, переводя мозг на слово и произвольное внимание. Лишая мышления и таланта.


■ У школьников, преимущественно, развивают только одну «программу» работы с образами — второй сигнал.

Второй сигнал — это работа лобных долей. Искусственные, условные формы, символы, обозначающие тот или иной образ. Второй сигнал — это слова, цифры, ноты, карты и т.д. Любые условные знаки.

Сами по себе они не несут никакой информации. Информативны они становятся только в связке с образами.

Нота — не есть звук. Карта — не есть территория. Слово — не есть реальный предмет. Да, мы можем оперировать словами опосредствованно от реальности. Но, только потому, что в нашей голове есть достаточно подробный образ реального мира.

По мере накопления информации о мире, дети связывают образы и слова. Устанавливается стабильная, рефлекторная связка, работающая в обе стороны. Видим образ, вспоминаем слово, слышим слово — активируются образы.

Каждое слово связывается с огромным количеством однотипных образов. Поэтому, когда мы слышим-произносим слово, активируются все образы, связанные с этим словом. Получается обобщённый образ, понятие, несущее обобщённое, абстрагированное от конкретики, понимание.

Это разум, но не мышление.

Для того чтобы осмыслить любое понятие, надо уйти в ассоциативную кору и проанализировать конкретную, образную информацию. И, только в этом случае можно говорить о настоящем разуме.

Детей этому, к сожалению, практически не учат. А ректоры институтов жалуются, что студенты плохо умеют формулировать мысли.

Были бы мысли — было бы и что формулировать. А если мыслей нет, слова не помогут.



■ Принципиально невозможно совмещение большого таланта и, например, веры в бога. К.С. Станиславский говорил, что для артиста воображение важнее, чем фантазия. Почему? Потому что фантазия строится от воображения. В любой фантазии мы ищем сходство, здоровую логику реальности. Потому что объективная реальность — точка отсчёта. Критерий истинности, правды.

Мыслящий, творческий человек не может не прийти к мыслям, что бога нет. Потому что он работает с подсознанием, в котором записаны только реалистичные, правдивые образы.

В нашей памяти есть церкви, иконы, свечи, священники… есть нарисованный бог… но, никто не сможет сказать, что в его голове есть образ настоящего бога. Это фантазия, которая выдаёт себя за правду. Иллюзия или ложь.

А настоящий творческий человек не может врать в основополагающих вещах. Ради правды люди шли на костры.

В фантазийных мирах, воспринимаемых за реальность, живут только рассудочные люди, не умеющие адекватно оценивать жизнь. Они создают себе умозрительные мирки… и очень страдают, когда их миры раскалываются о реальность.

Сегодняшняя, повальная увлечённость людей искусства религией… это, думается, больше, дань моде.

С другой стороны… искусство у нас далеко не на подъёме.



■ Ну, и эмоции. Каждый образ, который мы воспринимаем из реальности, и который записывается в долговременную память… обязательно эмоционально окрашен.

То, к чему мы равнодушны, в память не записывается.

С эмоциями работает самый древний раздел коры — лимбическая система. Эта часть коры совершенно не разумная. Но, зато, как чувствует!

А что можно чувствовать? Слова?

Эмоции работают исключительно в связке с образами.

Соответственно, цивилизовать примитивные эмоции можно только через образы. Неразвитая эмоциональная сфера вертит человеком, как хочет. Люди совершают преступления, потому что им так захотелось.

Но, если мы умеем работать с образами… осмысливая их, анализируя, можем изменить не только своё мнение по какому-то вопросу, но и эмоциональный фон.

Например, жалеем себя. Что-то нас не устраивает. Того нет, этого не хватает.

Но, если вспомним образы больных детей, нищету, в которой живут люди в других странах и т.д… можно легко изменить эмоции по поводу своего «бедственного» положения. Так воспитываются высшие чувства. Эмоции, облагороженные мышлением.

Или нужны какие-то чувства для творчества. Мы вызываем нужные образы, которые вызывают нужные эмоции. К.С. Станиславский называл это «манки». Выманиваем эмоции.


■ Очень часто даже люди профессионального творчества работают через лобные доли. Т.е., преимущественно, со вторым сигналом — с обобщёнными образами и, соответственно, с обобщёнными эмоциями. Это очень грубый вариант эмоциональности, фальшивый. Искусством это, ни в коем случае, не является. Только образы дают ту глубину мысли, тонкость чувств и тончайшую органику тела, которые и является искусством.

При этом должна быть развита и техника. Чувство музыки, вдохновение при игре… это работа эмоционально-образных разделов коры. А для усвоения нотной грамоты и инструмента придётся поработать второму сигналу и произвольному вниманию.


■ Эмоции — момент отбора жизненной информации. Получаем ли мы эту информацию непосредственно из реальности, или опосредствованно, с помощью слов.

Если образный раздел коры недоразвит, не воспитано мышление… эмоции останутся примитивными. Это означает, что у человека не разовьются высшие чувства.

Жизненный пример:

Такое развлечение для всех — Березовский умер. Человек умер — и ни одного доброго слова.

Заслужил. Какая часть мозга у него было хорошо развита? Лобные доли.

Было ли у него хорошее мышление? Или он, просто, оказался достаточно ловок и беспринципен, чтобы воспользоваться ситуацией?
Т.е. он был сомнительно-умён… и без всяких сомнений — безнравствен. Две части мозга недоразвиты.

Человечество, страна, состоящая из таких людей — выжить не может. Отдельные индивидуумы могут преуспевать… но, только потому, что есть социум, за чей счёт можно поживиться. Сегодняшняя Россия растит своих детей подобиями вот таких Березовских — безнравственных, эгоистичных, помешанных на деньгах и примитивных удовольствиях. Мы обсуждаем — легализовать или нет проституцию. Мы не обсуждаем — как воспитать детей, чтобы этот путь был для них совершенно невозможен.

Легче допустить морально-нравственную и интеллектуальную деградацию народа, чем понять, что у детей надо развивать не одну, а три части коры?


Эта тема сегодня людям недоступна. Как и вчера, и позавчера. Ни политика, ни Наука, ни экономика не смогут изменить ситуацию. Потому что свой долг не выполнила Культура. Прежде всего, такие вещи должны понять сами люди культуры и потихоньку исправлять положение. Начинать надо с себя и с детей.

Со взрослыми бесполезно: Что выросло, то выросло. Здесь только драться.

Но, повторяю, сама Культура должна понять — что она такое?

Тема, ведь, ещё глубже… но это вообще за пределами понимания.


Начало лежит в философии. Материалистическая и идеалистическая идеи имеют в основе разное развитие мозга. Материалисты, которые во главе разума ставят материю, — имеют активное развитие образного раздела коры. Наука материалистична в принципе — она практически доказывает каждую гипотезу. Искусство, литература — материалистичны в принципе. Без образов не может быть ни искусства, ни литературы.

Вся практическая жизнь построена на образах, а не на абстракциях.

Идеалисты же — ставят во главу — разум, который выражается в слове. Ну, вот и идёт бесконечная, бесцельная болтовня на всех уровнях. Придумываются законы, весьма далёкие от реальности.

Но, реальную жизнь строить абстрактно нельзя.

Нынешнее, недоразвитое общество напугано марксизмом. А Маркс был прав! И Ленин был прав. Коммунистическое общество возможно. Но, народ должен иметь высокую культуру.

Идеи Маркса опередили развитие естественных наук, которые должны были объяснить природную органику человеческого мозга. Но, когда это произошло, когда одновременно возникли два таких титана, как Павлов и Станиславский… люди оказались не готовы для восприятия их мыслей.

Образование коммунистического... лучше сказать — справедливого, высокого общества — не утопия. Самые умные, талантливые, нравственные люди человечества обязательно имеют активное развитие всех разделов коры. Общество, состоящее из таких людей, не сможет быть несправедливым, преступным и бездарным. Просто, не сможет! Никто не сумеет заставить библиотекаря — начать употреблять наркотики... режиссёра — заняться грабежом... писателя — пойти на убийство... учёного толкнуть на взятки.

Речь, само собой, о людях высокого ума и Культуры.

Вопрос: возможно ли вырастить на таком высоком уровне развития целый народ?

Вырастить можно. Из любого младенца вполне целенаправленно можно воспитать гения. Или, как минимум, здравомыслящего, нравственного человека.

Другой вопрос: где столько взрослых набраться, чтобы растить народ гениев? Бездарность растит бездарность.

Человечество выбрало идеализм, как наиболее лёгкий путь развития. Куда как легче быть образованным дураком. СССР, по замыслу, строился на материалистических идеях. Но, народ был воспитан, как общество идеалистов. Вот Советский Союз и рухнул.

Не берусь загадывать, что ждёт Россию впереди… но, в отличие от капиталистических стран, где люди достаточно твёрдо стоят на реальной земле… мы, от всей дури, воспарили в немыслимые облака всем народом. А на конкретно-бытовом уровне — обман и воровство во всех областях.

Вот, примерно, так.

За внимание благодарю. В понимание не верю. Хреновые, ныне, деятели Культуры.

Морозова Татьяна Васильевна

https://www.proza.ru/2013/04/13/231

https://www.perunica.ru/vospitanie/9832-kak-otkrytija-pavlova-i-stanislavskogo-pomogajut-razobratsja-v-problemah-organichnogo-razvitija-mozga.html  



+5


Категория: Дети и их воспитание   Автор: Морозова Татьяна

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.