Перуница

» » Детский сад и огород

Дети и их воспитание » 

Детский сад и огород

Детский сад и огород

Местечко есть у тебя,
Деревцо посади
И за ним походи,
И отплатит оно за себя.

Гете.


Значение устройства сада для общения родителей с детьми и большей возможности влиять на них


Одним из весьма желательных условий правильно поставленного воспитания является устройство детского сада и огорода. Оно будет полезно во многих отношениях, принесет не только удовольствие, не только укрепит здоровье детей, но благодетельно повлияет на них и в нравственном отношении.

Сад и огород будут ареною общей совместной работы родителей и детей и тем дадут возможность первым лишний раз благоприятно повлиять на последних.

Часто приходится слышать замечание:

«Удивительно! родители — такие прекрасные люди, дети же их — в конец испорченные, безобразные субъекты; вот, и говорите после этого о значении примера, о детской подражательности!»

При таких речах совершенно забывают одно обстоятельство — дети не могут подражать тем родителям, чьи занятия и образ жизни совершенно непонятны детскому уму и различны от их времяпровождения. «Наблюдая разные случаи подражательности, мы часто замечаем, что сложность образца прямо препятствует подражательности*.
_________
* См. выпуск о детской подражательности

Какой образец для семилетнего шалуна строгий, молчаливый кабинетный делец, заседающий среди груды книг и бумаг, исчезающий на много часов в «министерстве», (сын и названия-то этого не умеет произнести), говорящий за обедом, единственное время свидания с детьми, о каких-то мудреных, непонятных вещах?

Откуда ребенок может узнать о выносливости и трудолюбии этого нахмуренного, озабоченного отца, в чем он может наглядно увидеть выдержку и стойкость данного слова, упорное достижение намеченной цели? Что говорят его бойким глазкам эти груды синих и желтых обложек «дел»? Ровно ничего. Вся деятельность отца ему непонятна, а следовательно, не может и служить ему примером.

Тоже самое представляет и деятельность матери. Ее хлопотливое, мелочное хозяйство с вечным усчитыванием прислуги, лавочников, ее поездки по магазинам, ее пререкания с гувернантками, и няньками, ее шитье бесчисленных рубашек и кофточек — вся эта гнетущая ее рассчетливость так чужда светлой детской душе, что не может вызвать подражания.

Возьмем другой тип; перед нами современная благотворительница: ее деятельность — заседания в разных обществах, посещения бедных, устройство лоттерей и базаров, политические обходы х и у, чтоб подвинуть их на пожертвование, — что поймут во всем этом дети, чему они будут подражать? Наконец, теперь многие матери сами зарабатывают средства для семьи и их деятельность тождественна с деятельностью отцов: те же канцелярии, редакции, протоколы, счеты, те же «дела».

Детям не в чем подражать родителям, и вот они совершенно отчуждаются от родителей и заимствуют примеры из жизни прислуги, чья деятельность, по крайней мере, проста и понятна им.

Все мы знаем, какое громадное нравственное влияние оказывают летом на господских детей дворники, кучера, садовники, около которых вертятся наши дети. И это вполне понятно, потому что вся деятельность прислуги естественна, результаты ее ясно видны для детей, и они в своих играх подражают всем приемам кучеров, прачек и т. д., невольно перенимая при этом их жесты, слова и даже усвоивая их понятия о мире, окружающих их людях и т. д. Иногда такое влияние может быть благотворно, но в большинстве случаев, конечно, было бы желательнее, чтоб дети заимствовали свое миросозерцание от своих родителей.

Для достижения этой цели нам необходимо ввести в нашу жизнь такие занятия, которые бы давали возможность нам, взрослым интеллигентным людям, так проявлять свою личность, чтоб она могла служить образцовым примером нашим малышам.

Таковы занятия в саду и огороде. Не требуется для этого ни большого места, ни много времени. Крохотный садик, в 1/4 десятины, час, два, и то не каждый день, чудной, обновляющей душу работы составят не трудную для нас жертву, а сколько пользы, сколько наслаждения получается от этого общения с землей, растениями и детьми!

Все, что хотите привить вы детям: настойчивость в труде, аккуратность в исполнении, заботливость, все так легко достигается в этой совместной работе вашей с детьми в саду. Как понятны им все ваши действия, как научаются они ценить ваше упорство, вашу выдержку характера, видя ясное доказательство пользы всего этого!

Дети — большие материалисты, и одним румяным яблоком или горстью красных ягод вы воочию покажете им всю выгоду упорного, настойчивого труда; этою яркою иллюстрациею вы вернее запечатлеете в их умах все, что пожелаете, чем сделали бы то тысячью красноречивых бесед и умных книжек. Все хорошие стороны вашей личности станут понятны детишкам, они, подражая вам в работе, невольно станут подражать в манерах, повторять ваши излюбленные словечки, мысли, вы будете для них настоящим образцом, который они скопируют с изумительною верностью. Занятия в саду будут одними из самых надежных звеньев той цепи, которая свяжет вас с детьми на всю жизнь и которая впоследствии не даст образоваться печальной розни между вами, розни отцов и детей.


Отдых нервам. Развитие наблюдательности. Сообщение сведений по ботанике и зоологии


Нет нужды говорить о значении легкого физического труда, так полезного нам, городским жителям, но не лишне обратить внимание на то успокоение нервов, которое вы получаете, когда острою лопаткою взрыхляете черную землю и от нее исходит какая-то живительная сила. Бедные наши, заморенные экзаменами, школяры, измученные тревогою о разных пятерках и единицах, как нуждаются они в этом успокоении!

Какой благодетельный отдых сидеть на взрыхленной, пушистой земле, заботливою рукою выдергивая сорную траву из кустов земляники! Солнышко так жарко пригревает спину, жаворонок заливается где-то в небесной синеве, а с каждым движением вашей руки кустик охорашивается, и ярче на темной зелени его листьев сверкают белоснежные цветы.

Сколько поэтических грез навевает работа в саду! Тут не только созерцание природы, любование ею, тут единение с нею, общая работа, тут открывается связь со всем миром, тут предчувствуются тайны бытия, смысл жизни.

Приучая вашего сына любить сад и работы в нем, вы даете ему и в будущем такую защиту от хандры, которую никакие другие средства не заменят.

Мне говорил один господин, что несколько лет тому назад он был совершенно болен: он плохо спал, вечные головные боли мучили его, раздражительность его дошла до крайних пределов; доктора посылали его каждое лето на воды, а толку не было никакого. И вот он купил себе дачу и целое лето работал в саду за простого поденщика — и что же? — Все его болезни как рукой сняло, и он, смеясь, спрашивает: «да разве у людей есть «нервы?» что это такое?»

Между тем, наши дети, во многих случаях, летом не только не укрепляют расшатанные зимою нервы, но даже в конец их расстраивают.

Как проводят наши дети свои вакации? Они или томятся скучным бездействием, не зная за что взяться, на что употребить свободное время, или перезубривают, повторяют зады все той же школьной премудрости, или в семьях, где балуют детей, переходят от одного удовольствия к другому. Прогулки, купание, игры, разные детские развлечения, даже если они устраиваются вполне разумно, не должны все-же исключительно наполнять всю детскую жизнь за целые три — четыре месяца.

Время детства и юношества, когда свежие головки так восприимчивы, когда все так легко усваивается, многое западает в душу на всю жизнь, это драгоценное для педагогов время не должно пропадать даром и в умственном отношении. Им так легко воспользоваться для пополнения пробелов, допускаемых нашим современным школьным учением.

Зимою дети так поглощены обязательным хождением в классы и изучением книжной премудрости, что им почти не остается времени ни на что другое. Так, напр., наши школьники много учат со слов учителей, книг, но много ли они сами наблюдают, много ли самостоятельных выводов делают они? Вот тут-то занятия в саду и огороде могут принести громадную пользу, дав обширный материал для наблюдения.

Я живо помню впечатления детей, когда впервые они проводили раннюю весну на даче. Любимым занятием стало отгадывание, что за деревья и кустарники растут у нас в саду. Листьев еще не было, и только разнообразнейшие почки заставляли детей задумываться над ними. Предположения, споры, тщательное рассматривание этих таинственных, то кругленьких и толстеньких, то изящно продолговатых незнакомцев — занимали детей по целым часам. Они собирали ветки с почками, высушивали их, составляли из них красивые букеты, особенно, когда к ним присоединились цветы деревьев.

Появление побегов пионов, ирисов, тубероз сильно волновало детей. Первым утренним делом было бежать смотреть, насколько распухли почки, не лопнули ли, какой листок вышел первым?

Интерес этот еще увеличился на следующий год, потому что много зимующих растений было посажено осенью самими детьми, и они страшно волновались, прижились ли эти растения, выйдут ли они. Дети тщательно припоминали места, где они садили луковицы, приглядывались к каждой близ растущей травке, не их ли это пион.

И опять я не могу удержаться, чтоб не указать, сколько поэзии было в этих наблюдениях! Это было на Пасхе. В городе в это время дети наблюдают усиленное движение бешено несущихся куда-то экипажей по грязным улицам, суету, грохот; скучающая праздность окружает их.

В деревне же это был воистину праздник Воскресения, обновления всей природы. Кое-где, местами, еще лежал снег, прозрачные леса еще не зеленели даже пухом молодых листков, но там и сям из черной зелени вылезала уж ярко зеленая травка и странные на вид побеги зимующих цветов.

Как трогательно было видеть детишек, с разрумянившимися от чудного воздуха личиками, низко наклонившихся над ростками пионов, лилий, нарциссов! Побеги эти росли буквально не по дням, а по часам, и забавляли детей своими чисто волшебными превращениями; особенно, я помню, потешали их пионы.

— «Вчера этот пион был точно настоящий монах, суровый такой, в коричневой рясе, а сегодня, посмотри, мама, какая чудная парочка листьев показалась, точно зеленая бабочка распустила свои крылышки и вздрагивает ими от легонького ветерка.» Вот слова 11 - летней девочки, записанные в моем дневнике.

Затем, когда стали давать ростки посаженные цветочные семена, какое громадное поприще для наблюдения, сравнения. Не приходится прибегать к разным предметным урокам; различие форм, оттенков цветов, запахов и даже вкуса (горьковатый вкус кресс-салата), все невольно дает себя знать.

Вот, вы даете плошку с сеянцами и просите ребенка выполоть негодную травку, но осторожно, чтоб не вытащить крохотных лепестков посеянных цветов. Как внимательно он приглядывается к листочкам, и как скоро глаз его безошибочно отличает в горшках сорную траву от сеянцев.

Мне кажется, что для развития наблюдательности и сообщения детям многих познаний из ботаники и зоологии детский сад и огород более пригодны, чем экскурсии. Там масса новых, быстро сменяющихся, впечатлений, тут постепенное, ровное, одно и то же наблюдение над одним цветком во всех фазах его развития; к хорошо известному, подробно знакомому, каждый день прибавляется новая черточка, только еще рельефнее оттеняющая прошлый вид цветка.

А мир растений в жизни так тесно связан с миром животных. На каждом шагу ребенок наталкивается то на полезное его деревцу животное, то на губящее все его труды несносное насекомое. О, как отлично изучает он всевозможные формы улиток, вшей, гусениц! Какую массу сведений из их жизни можно попутно сообщить маленькому садоводу!


Развитие в детях ловкости, выдержки характера


Другой пробел нашего городского образования — это недостаточность различных навыков физического, ручного труда. Дети хорошо владеют карандашом и пером, бегло играют на фортепьяно, но затем у них точно чужие руки.

Ловкости в пальцах, силы в мускулах совсем нет. Напрасно добиваться этого искусственными путями — разной немецкой гимнастикой, шведским ручным трудом и т. д.

В ваших руках сделать ребенка ловким и сильным, приучив его работать в саду. Лопатка, лейка, ножницы и ножик — вот орудия, которые должны быть в руках наших детей; земля и растения — вот материал для упражнения. Пусть дитя вскопает грядку, пусть достанет из ушата и разольет по цветам леек десять воды, пусть влезет на скамью и тщательно срежет все сухие ветки, — сколько работы, веселой, живой, не то, что немецкая шагистика!

А сколько осторожной ловкости требуется, чтобы чистенько выполоть грядку, чтоб красиво подвязать цветы, чтоб эффектно составить букет! Как развивается при этом чувство вкуса, меры, красоты!

Сначала дети все делают очень неуклюже: краски цветов почти всегда выбираются яркие, режущие глаз, отдельные цветы неловко вылезают из всей массы, один бок скошен и т. д. Не раз и не два дети в отчаянии бросают цветы, которые никак не хотят сложиться в красивый букет. Тут можно, кстати, дать один совет: не надо сразу нарезать много цветов и потом их складывать в букет, цветы, во-первых, слегка подвинут и не будут уж держаться так прямо, а во-вторых, лежа в общей куче, они цепляются друг за друга, путаются листиками; гораздо лучше прикладывать цветок к цветку по мере срезывания их; таким образом, легче составлять букеты, особенно в виде снопов.

Вообще, занятия в саду сопряжены с большой выдержкой и выносливостью, что имеет также громадное воспитательное значение. Тем-то эти занятия и хороши, что они требуют осторожной внимательности к делу и настойчивой, тщательной выполнительности.

Всем известен анекдот, помещаемый в хрестоматиях, как один ребенок, желая поразить братьев, развернул цветочные почки своей гвоздики, и как он был наказан за свою нетерпеливость тем, что цветы быстрехонько завяли. Анекдот этот очень жизненный; не только у детей, у меня самой являлось много раз страшное желание расковырять почку, так нетерпеливо страстно хотелось увидеть, что за цветок будет на данном экземпляре растения.

А затем, какое искушение нарвать не совсем дозрелых ягод: земляника, стоившая детям стольких забот, начинает созревать, чудные, большие ягоды так заманчиво алеют среди листвы.

— «О, мама, позволь сорвать, право же, она совсем, совсем готова!» умоляющим голосом говорит девочка. Молча поворачиваю я ягоду и показываю дочери другой, зеленый бок земляники; девочка покорно наклоняет голову и отходит в сторону. «Учись ждать, моя девочка!» думаю я, глядя на ее огорченную рожицу.

А вот и другая сцена: надо подвязать стебли малины к поперечным жердям. Девочка, 10 лет, с удовольствием берется за работу, раз, два, три, быстро разделяет она куст на отдельные стебли, но вдруг вскрикивает — слишком быстрым движением она неловко всунула руку в середину куста и острые иглы малинника впились в ту часть ее руки, повыше кисти, которая не защищена перчаткой. «Будь осторожна, не торопись, не хватайся зря», насмешливо читает ей нотацию более ее хладнокровный брат. О, конечно, можно быть уверенным, что впредь броская девочка, исполняя эту работу, умерит свою горячность.

Тяжело и трудно полоть гряды: согнутые ноги и спина ноют, солнце палит, хотелось бы бросить все и уйти в тень читать занимательную книжку, но девочка кидает взгляд на пройденную ею грядку, и гордая улыбка от наслаждения результатом своей работы показывается на ее лице; как непохожа гряда, выполотая ею, на дальнейшую! Сознание, что работа сделана хорошо, невольно поддерживает маленькую работницу, и она делает над собою усилие, старается побороть усталость и неохоту, и хотя со вздохом, снова наклоняется и продолжает старательно дергать травку за травкой, — несомненно, она одерживает при этом одну из труднейших побед над самою собой.


Приучение детей быть заботливыми, добрыми


Наконец, работы в саду воспитывают заботливость, приучают детей быть деятельно добрыми. Наши школяры так заняты своею классною зубристикою, что матери стараются освободить их от всех других забот и тревог. Им всегда все готово, им ни о чем не приходится заботиться даже для самих себя; что же касается заботы о ком либо другом, то такая забота им и в голову не может придти.

Они ясно сознают, что их долг к себе, к родителям, к целому миру состоит в одном: учить, учить и учить уроки. Как при таких, условиях дети могут приучиться быть добрыми, заботливыми существами?

Правда, многие из них, начитавшись книжек, мечтают о добре, при мысли о бедных и несчастных их сердечки жалостно трепещут, они, как тургеневская героиня, «замечтаются иногда о горе жизни, труде и зле... Душа наполнится внезапно смелостью, закипит благородным стремлением, но...» ярко горящий взгляд упадет на гимназический дневник, все мечты разлетятся, и останется горькая действительность: «учись, учись, учись», снова пронесется в воздухе вечный припев...

А между тем, стать деятельно добрым, заботливым сразу нельзя, и к этому надо приучаться с детства. Есть, конечно, и другие способы к развитию этого качества, но и в саду, и в огороде дети найдут многое, что нуждается в заботливом уходе, нежном попечении и тем даст возможность маленькому человеку проявить свою доброту на деле.

Выращивание цветка из маленького семечка, охрана слабых стебельков недавно посаженных растений, а главное, отхаживание заболевших — сколько тревоги, горя приходится испытывать садоводу, сколько нежной, деятельной любви требуется, чтоб отстоять своих любимцев от всякой напасти!

Мне пришлось наблюдать девочку, которая росла совершенно одиноким ребенком; родители в ней души не чаяли, баловали ее страшно и, из боязни вреда, не позволяли ей иметь даже собачки или кошечки. А девочка была добрая, горячая, не на словах и намереньях только, и вот она завела себе много цветов, за которыми ухаживала со всею страстью; удивительно было при этом, что ее любимцами были хилые, вянущие экземпляры, на них она сосредоточивала всю свою любовь, и, когда на слабом стебельке, сверх желтевших листьев, появлялся сильный, новый зеленый лист, ее торжеству не было границ.

Два раза в жизни я видела на ее лице одно и то же выражение — гордого восторга и счастья. Первый раз она, двенадцатилетнею девочкой, с торжеством поднимала на руках горшок с месячной розой, которую хотели уж выбросить, а она ее отходила так, что роза вся покрылась бутонами: «не правда ли, тетя», сказала она, «я могу сказать, что эта роза — моя роза?» Второй раз я ее видела совершенно такою же, когда она, уже взрослая, подвела меня к кроватке своего сына, только что оправившегося от тяжелой болезни; ребенок улыбнулся нам, а молодая мать так и сияла счастьем победы, торжеством любви над болезнью и смертью: «доктора уж не рассчитывали его спасти», тихо прошептала она...

Уход за цветами необходимо требует известной доли самопожертвования, самоограничения. Если хочешь, чтоб растение зацвело пышно, чтоб деревцо принесло плоды, потрудись встать рано, чтоб полить его, пока солнце не начало жарить его жгучими лучами, оторвись от любимого занятия и игры, чтоб во время укрыть его на ночь от весеннего заморозка; не брезгуй собственноручно окроплять его какими нибудь отвратительно пахнущими составами для предохранения от насекомых и т. д.


Осторожность в деле приучения детей к садоводству. Необходимость знаний для руководителя


Да, много надо выдержки, чтоб ухаживать за цветами. Дети непоседливые, суетливые очень трудно приучаются к садоводству, обыкновенно они берутся за дело с большим жаром, на первых порах показывают громадное рвение, но очень быстро их усердие охладевает, и, если вести дело не очень осторожно и тактично, легко возбудить в них не любовь, а отвращение к садоводству.

Напр. обирание гусениц, подвязывание веток, очистка коры от ржавчины, все это требует кропотливого, медленного труда, да еще часто сопряженного с другими тяжелыми условиями: солнечный припек, неудобное положение тела, лезущие в глаза ветки. Поневоле резвый и шаловливый ребенок не выдержит такого испытания, а если вы станете настаивать и требовать исполнения заданной работы, то можете быть уверенными, что вы из него садовода не сделаете.

Вообще, руководителю детских занятий в саду предстоит довольно трудная задача, требующая от него много такта, терпения и известного знания.

Приходится, конечно, прежде всего считаться с индивидуальными особенностями детей и, судя поэтому, назначать им различные работы: детям живым, бойким, которым не сидится на месте, следует поручать обрезывать сухие ветки, возить землю, подавать горшочки, вскапывать грядки, — все эти занятия, требующие расходования сил и, вместе с тем, продолжающиеся обыкновенно не долго, приходятся по душе детям, у которых «сила по жилочкам переливается».

Наоборот, детям спокойным, вялым больше нравится сидеть около одной клумбочки и, уносясь мечтою в тридесятое царство, потихоньку, полегоньку дергать сорную траву. Конечно, исподволь следует приучать тех и других делать и другие работы, хотя при этом нельзя достаточно много рекомендовать быть в высшей степени осторожными и терпеливыми, т. е. как можно меньше позволять себе производить насилия над вкусами детей.

Также следует принимать во внимание возраст детей. Хотя занятия в саду и огороде могут быть начаты с очень раннего возраста — дети лет 4 — 5 уже охотно помогают матери или братьям и сестрам: таскают горшочки, насыпают в них совочками землю, сажают в указанные им ямочки семена, — но более правильные, ответственные занятия могут быть начаты лет с девяти.

Затем я должна сделать следующую оговорку: я вовсе не смотрю на занятия детей в саду, как на полезную для них забаву, для которой взрослые должны жертвовать и своим временем, и трудом, и для которой они должны производить новые затраты. Я только указываю на всю пользу этих занятий, при чем вполне естественно, если родители имеют свой большой сад и огород, допускать детей принимать участие в работах именно в этом саду, так что не будет нужды заводить для них отдельного.

Мне пришлось наблюдать два случая, когда, при большом желании родителей приохотить детей к садоводству, они поселили в них лишь отвращение к нему, и одно слово «огород» в девочке 14 лет вызывало гримасу.

Зная любовь девочки к поэзии, я попробовала говорить ей о поэзии работы в огороде и саде; моя слушательница неудержимо расхохоталась: «поэзия и огород!» воскликнула она, с комическим ужасом всплескивая руками.

А дело было в том, что очень любившая садоводство мать, женщина очень нетерпеливая, заставляла девочку, наперекор ее желанию, просиживать на самом припеке в огороде и полоть гряды, да еще требуя при этом, чтоб работа была сделана тщательно.

А в другой семье отец, ученый естественник, решил сам заниматься с детьми в саду, но, много знавший, он совсем не умел передавать своего знания детям; сыпал латинскими названиями, определениями: какого семейства и вида данное растение, перечислял всякие перисто-разрезные и другие формы листьев, одним словом, чудное занятие цветоводством обратил в скучнейшие уроки ботаники. За то его мальчик, гимназист 4-го класса, присутствуя при разговоре старших о необходимости введения естественных наук в гимназиях, серьезно заметил: «ну, довольно с нас латыни классической, избавьте хоть от ботанической!»

Отличным приемом приучения детей к саду является назначение каждому ребенку «своей» грядки: дитя приучается любить свои цветы, свои овощи, оно ясно видит результаты своего ухода, а из чувства соревнования перед братьями оно будет стараться изо всех сил, и конечно мать-природа не будет несправедлива к его стараниям и, в большинстве случаев, вознаградит его за его работы, что придаст на будущее время ему сил к дальнейшим трудам.

При общих всем детям грядах, если получается плохой результат, каждый из детей винит других, один сваливает на другого ответственность за маленькие ягоды, за вянущие растения и т. д. Ухаживая же один за грядой, ребенок должен будет сознать свою небрежность и, если придти к нему на помощь советом и подбодрить его, он постарается загладить свою вину.

Правда, при особой гряде для каждого, у детей является своего рода конкуренция, они стараются друг перед другом, иногда особенная удача одного заставляет других завидовать ему, но «жизнь есть борьба, а не праздные грезы», и пусть дети с детства приучаются к этой борьбе.

Занятия детей огородничеством и садоводством очень часто быстро прекращаются и дети не входят во вкус этих работ потому, что или они одни начинают этим заниматься, или их руководители, в большинстве случаев матери, сами ничего не понимают в этом деле.

Живо помню наше общее отчаяние, когда из посаженных нами семян у нас ничего не выходило, а потом стали появляться такие жалкие, ничтожные стебелечки, и в то время, когда у соседей клумбы были в полном цвету, наши доморощенные растеньица ничем не отличались от простой травы, и мы с недоумением вглядывались в них: где же, мол, сорная трава и где цветы? Конечно, такие плачевные результаты действуют на детей обескураживающим образом.

Вот почему я прилагаю к данной статье некоторые практические указания, как ухаживать за овощами, плодовыми кустами и цветами в самом незатейливом, простом детском саде и огороде. Сведения эти мною почерпнуты из тех руководств, которые указаны в конце статьи; но большинство из них проверено личным опытом, который убедил нас в том, что при очень незначительных затратах, на пространстве 1/4 десятины, дети могут иметь свой собственный огород, цветник и даже плодовый сад.


Огород


Я советовала бы начинать занятия с детьми именно с насаждения овощей, а не цветов, во 1) потому, что первые требуют гораздо меньшего ухода, а во 2) результаты всегда будут ощутительнее.

Для того, чтоб иметь хорошие цветы, которые стали бы рано цвести, необходим парник, где семена сеялись бы в марте; для большинства городских детей это недоступно, поэтому почти всегда их цветы будут далеко позади тех, что покупают рассадою у садовников.

Огородные же овощи, особенно салат и редиска, поспевают очень скоро, при этом они растут так быстро, что вполне удовлетворяют своих маленьких нетерпеливых хозяев.

Наиболее легко выращиваемые овощи — это: салат, редиска, морковь, лук, горох, бобы и огурцы. Особенно много удовольствия доставляет редиска, которую можно сеять весною несколько раз, так что на разных грядках она будет поспевать в разное время. Для своего употребления не надо сеять много зараз, иначе не будут успевать есть, и она будет делаться стволистой.

Семена всех овощей должны быть предварительно вымочены в воде, оставаясь там день — два, смотря по тому, как они начнут прорастать. Если семена, напр. фасоли, должны пролежать в воде несколько дней, то воду надо сменять, чтобы она не начала портиться, а то семена загниют.

Семена моркови и огурцов подготовляют к посеву, смешивая их с мокрым песком и давая им полежать в песке при умеренно-прохладной температуре (около 10° R.). Сажать семена надо очень неглубоко, некоторые, как напр., салат, морковь, редиску, следует только засыпать землею, горох же и бобы садят в ямки не глубже 2 — 3 сантиметров.

Бобы и горох садят на расстоянии друг от друга сантиметров на 8. При посадке боба надо обратить внимание на то, каким концом сунуть его в землю; если посадить бобы вниз тонким концом, то росток сначала пойдет в землю, а потом уж изменит направление и, загнувшись, потянется к свету, что, конечно, задержит рост растения; впрочем, интересно дать детям сделать такой опыт на нескольких бобах.

Поливать грядки следует непременно через ситочко, иначе струя воды выбьет семена из земли; но при поливании салата, когда уже будут листья, ситочко надо оставить, а поливать растения под корешок, иначе листья, если на них попадает часто вода, могут загнивать. Главное правило поливки — это не производить ее днем, в жару, а или вечером, или рано утром, когда еще солнце не начало припекать.

Если почва песчаная и огород находится на совершенно открытом месте, то поливать следует два раза в день. Воду из ручья или колодца нельзя сразу употреблять для поливки, она слишком холодна и можно застудить нежные листики и корешки. Очень хорошо время от времени поливать растения водою из под — мытья белья, а особенно кухонной посуды, эта вода содержит в себе раствор многих жиров и щелочей, очень полезных для удобрения почвы.

Заговоря об удобрениях, не могу не рекомендовать порошок Вагнера, который можно достать у Фрика (Петербург, Адмиралтейская площадь). Растения, овощи и цветы, поливаемые раз в неделю раствором этого порошка, заметно улучшаются; но надо помнить, что не следует злоупотреблять удобрением: однажды, мы взяли несколько кустиков земляники и усиленным образом удабривали всякими способами; в первое время наши кустики поражали своим ростом, ранним и пышным цветом, но представьте наше удивление, когда большинство цветов оказалось пустоцветом, а немногие появившиеся ягоды отвалились зелеными, не имея силы дозреть.

Когда на посаженных растениях появится листика по четыре, то гряды следует прополоть, во-первых, осторожно удаляя сорную траву, которая может быстро заглушить сеянцы, а во-вторых, и эти последние не должны расти очень густо, особенно это надо наблюдать в редиске и моркови, иначе корешкам этих растений негде будет развиться до желаемой величины.

Что касается гороха и бобов, то когда они достигнут вершков двух роста, им необходимо дать опору, «поставить тычки», т. е. около каждого растеньица воткнуть по хворостинке, которые дети могут сами принести из леса.

Относительно огурцов следует наблюдать такое правило: при появлении третьего листка верхушку главного побега отщипывают, а позднее тоже делают с концами боковых ветвей.

В гряды огурцы сажают не раньше конца мая, причем их надо сажать на южную сторону и защитить их от холодных ветров, хотя бы посадкою рядом с ними гряды гороха.

Остальные овощи можно сажать значительно ранее, в начале мая, но если бывают ночные заморозки, то с вечера гряды надо прикрывать рогожами.

Как видно из всего сказанного, уход за названными овощами очень прост, между тем маленький огород этот доставит детям много удовольствия: какое наслаждение самому ребенку вытащить красненькую кругленькую редиску, а как трудно удержаться, чтобы моментально не положить ее в рот, разве удержит только то, что сначала надо показать ее, это чудо природы, папе, дяде, няне и всем прочим старшим членам семьи. Невольно вспоминается мне то наслаждение, с которым дети, балованные дети, привыкшие к петербургским гостинцам, ели зеленый лук с черным хлебом и говорили при этом, что нет ничего вкуснее этого «фрукта».

Я нарочно назвала только те овощи, которые так наглядно показывают детям, что из-за них стоит трудиться и, кроме того, овощи эти не требуют много места. Поэтому Я не упомянула о таких овощах, как картофель, капуста, тыква. Последние требуют уже более утонченной культуры, и дети вряд ли сумеют с ними справиться. Если дети полюбят огородничество и захотят устроить дело шире и разнообразнее, то нужные сведения они могут почерпнуть в названных в конце статьи руководствах.


Плодовый сад


Плодовый сад — это, конечно, слишком громкое название для нескольких грядок земляники, десятка кустов малины, смородины, крыжовника, для двух — трех яблонь; но вряд ли настоящий доходный фруктовый сад доставляет своему хозяину столько удовольствия и вместе с тем столько заботливой работы, сколько наш маленький сад своим маленьким хозяевам. И вместе с тем не надо пугаться, что все это сопряжено с большими хлопотами и затратами.

Плодовый сад, не в большом размере, так же доступен детям, как цветник и огород; даже по количеству разочарований, которые всегда возможны, он менее опасен, чем цветник.

Вот главные правила разведения, ягодных кустов. Необходимо сделать тщательный выбор места под фруктовый сад: оно, по возможности, должно выходить на юг или юго-запад и должно быть защищено от холодного северо-восточного ветра. Очень удобно развести сад на южном или юго-западном склоне холма.

При этом следует пожертвовать всеми другими деревьями, срубить их, затем, во 1) чтобы они не давали излишней тени, а, во 2) чтоб с них не падали разные гусеницы, жуки и прочие вредные насекомые и не заражали плодовых деревьев. В этом отношении особенно вредны рябина и черемуха, на которых всегда бывает масса вредных насекомых.

При посадке деревьев и кустов необходимо приготовить им соответствующую почву, т. е., если вообще почва данной местности не отвечает потребности дерева, следует приготовить ямы, аршина в два глубиною и три в поперечнике, обложить их глиною и затем наполнить их подходящею землею, в большинстве случаев черноземом, смешанным с навозом. Растения садятся не глубоко, так чтобы земля прикрыла их корни вершков на шесть. Не забудьте вбить раньше посадки дерева толстый кол, к которому потом привяжете молодое деревцо, иначе, если потом будете втыкать жердь, легко можете поранить, разорвать корешки дерева.

Когда будете выбирать, что садить, не увлекайтесь особенно красноречивыми каталогами различных садоводств — выбирайте, хоть и не роскошные сорта, но за то такие, которые, как то проверено опытом, могут хорошо расти в вашей местности. Вот почему для начала я бы сильно рекомендовала, если это возможно, брать саженцы от местных плодоводов, а уж потом, когда приобретется опыт, выписывать издалека, а то слишком много ждет огорчений и разочарований.

Все время надо наблюдать за тем, чтобы земля около дерева или куста была взрыхлена, и не давать ей заростать травою, это необходимо для лучшего насыщения почвы влагою, теплом и светом.

Но это надо делать осторожно, не вскапывая глубоко лопатою, а разрыхляя небольшой мотыкою или пятипальцевою железною лапою. Взрыхливание земли еще полезно тем, что при этом можно напасть на личинки майских жуков, белых, толстых червяков, которые до превращения своего в жуков три года живут в земле, поедая корни растений.

Главная работа около плодовых кустов — это полотье, при чем сорную траву, которую выпололи, надо или сваливать в яму для того, чтоб она образовала перегной, что со временем составит отличную землю, или сжигать, опять таки для того, чтобы этим путем уничтожить вредных насекомых.

Эти последние составляют отчаяние садоводов. Их так много, что здесь неудобно перечислять их всех и меры борьбы с ними. Укажу только на главные виды, губящие очень многие породы кустов и деревьев: это — листовые вши, фруктовая моль, листовой тинг.

Листовые вши — пагуба для молодых деревьев. Насекомые эти, покрывая кору и молодые побеги, совершенно их истощают. Если кроме нижней стороны листьев этими вшами обложены и молодые ветви, то лучше их срезать и сжечь. Еще этих насекомых можно истреблять некрепким табачным раствором, опрыскивая деревья, а сильно пораженные места смачивая кистью.

Листовой тинг похож на клопа, он нападает с июня на молодые побеги, съедает их в громадном количестве, а под конец кладет в них яички, свертывая их трубкою. Листья засыхают, сваливаются на землю и в них зародыши тинга зимуют. Поэтому осенью необходимо собирать упавшие листья и сжигать.

Также для предохранения деревьев от тинга да и от других насекомых, личинки которых зимуют в земле, очень полезны папковые пояса, приделываемые к деревьям на расстоянии аршина от земли: папка выкраивается в виде воронки, открытой широким концом книзу и внутренняя сторона которой смазана дегтем, смолою или вообще липким веществом. Если через два месяца снять такую ловушку, то в ней окажется масса прилипших личинок. Весьма полезно по вечерам раскладывать в саду небольшие костры, как средство для ловли и уничтожения вообще всяких бабочек. Очень многих насекомых можно удалить, только снимая их руками с листьев — работа скучная, но зато полезная.

Большая работа в саду — поливка. Как общее правило для всех деревьев и кустов, надо сказать следующее: поливка должна быть не частою, но зато обильною и проникающею в глубь земли, а не только смачивающею поверхность. Достаточно поливать первые годы раза два в неделю, но по ведру, по два на каждый куст.

Это одна из самых веселых работ, если она производится сообща целою группою лиц — дело идет быстро, шумно и ребята стараются один перед другим большее количество раз пробежаться от бочки к кустам.

Вот все общие замечания; перейду теперь к особенностям ухода за некоторыми растениями. Раньше и больше всего рекомендую разведение земляники, — уход за нею совсем не труден, а между тем, кроме обильного урожая, она еще доставляет детям возможность самим ее разводить.

Делается это так: когда во время цветения земляники на ней появляются усы с кисточкою из листиков на конце, то большинство этих усов, как ослабляющих главный куст, отрезывается; оставляют при этом по одному, по два уса из самых сильных и дают им врасти в землю, тут выкапывают небольшую ямку, наполняют ее хорошим черноземом, так чтобы новому кустику было обильное питание, а осенью, оторвав его от главного куста, с целым комочком земли сажают в приготовленные гряды или ямы. Эти доморощенные кустики всегда пользуются особенною любовью детей. Землянику сажают или на грядах в аршин шириною по три ряда, куст от куста не ближе аршина, или приготовляют для них ямы глубиною в 3/4 аршина и шириною в 1/2 арш., одна от другой на расстоянии аршина.

Осенью кусты обкладывают навозом, который зимою не даст кусту замерзнуть и вместе с тем удобряет почву. Раннею весною этот навоз и старые засохшие листья снимают прочь, окапывают кустики, чтобы было удобнее поливать и покрывают все пространство между кустами мхом. Делается это так для того, чтобы ягоды не пачкались о землю.

Впрочем второго можно достигнуть еще подстановкой под ягодные ветки маленьких рогулек из хвороста — эту работу дети очень любят, потому что так им виднее ягоды, которые при этом лучше и вызревают.

При уходе за земляникой не надо забывать, что хороший урожай дают только 2-й, 3-й и 4-й годы, а затем ягоды начинают мельчать, вследствие чего необходимо старые кусты заменять новыми.

Что касается кустов малины, смородины и крыжовника, то большое значение в уходе за ними имеет вырезка старых стеблей. Особенно это важно для малины: она — растение двухлетнее, т. е. стебли дают плодоносные ветви на втором году, к концу которого их следует вырезать. Новогодних же стеблей не следует оставлять более трех, при чем плодоносящие стебли должны быть привязаны к поперечным жердям, проходящим несколько впереди куста, новые же стебли свободно расти к верху; это делается в видах лучшего вызревания ягод и более удобного собирания их. Почву под малиной хорошо засыпать опилками или корою с дубильных заводов, эта настилка не дает расти сорной траве и вместе с тем удабривает почву.

Под кустами же черной смородины и крыжовника очень хорошо посыпать землю перегашеною известью, что спасает кусты от многих вредных насекомых и вместе с тем содействует росту растения. Но не надо позволять кустам очень кудрявиться, больше 4 — 5 стеблей не следует оставлять.

Вырезают ветки устаревшие, начинающие давать мало ягод и, сверх того, мелких; но нужно избегать порчи годовалых побегов, так как между ними именно и находятся плодоносные ветки. Крыжовник следует на зиму пригибать к земле, а прикрывать — набросанными на него ветвями ельника.

Вообще и крыжовник и смородина не любят жарких, южных местностей, их лучше садить в тени, на влажной, тяжелой почве.

Наконец, можно посадить в саду и яблони, при чем дорого обойдется только посадка их, и то в песчаных сухих местностях, где для них придется выкопать глубокие ямы, наполнив их хорошим черноземом, смешанным с навозом. Сами же молодые яблоньки, 4-х и 5-ти лет, стоят обыкновенно около рубля за штуку. Я не буду касаться тут прививки фруктовых деревьев, так как это — операция довольно сложная и для начинающих молодых садоводов слишком трудная.


Цветник. Заключение


Переходя к обзору цветочного сада, я опять упомяну о том, что заранее матери должны приготовить детей к некоторому разочарованию. Выгонка цветов, пересадка их, уход за ними в клумбах — все требует очень тщательной и, что особенно трудно для детей, постоянной несклонной работы.

Ягодные кусты полил раз, два в неделю, в месяц раз, выполол, в остальное же время-гуляй себе; над цветами же приходится работать каждодневно, а пропустишь день, другой — глядь, цветочки уж повяли и иногда претерпели такой вред, что потом ничем уж не восстановить их былой красы.

Конечно, такая неустанная забота имеет громадное воспитательное значение, но надо соблюдать большую осторожность, как бы не слишком натянуть струны. Опять говорю по личному опыту, очень легко вместо любви вселить в детях отвращение — мне кажется, тут лучше недоделать, чем перестараться не в меру.

Посадка цветов и уход за ними требуют кропотливой мелкой работы и притом работник награждается только красивыми цветами; поэтому, сколько мне приходилось наблюдать, девочки более мальчиков способны к этой работе, вторые зато, в свою очередь, забивают первых в плодовом саду.

Что касается практических указаний, то раньше всего для детских посадок не следует употреблять плошек, хотя это рекомендуется во всех руководствах. Во первых пересадка крошечных четырехлистных стебельков страшно трудна для неловких, броских детей, во вторых, посадка в плошки совсем не лучше, потому что ведь детям обыкновенно требуется очень небольшое количество каждого сорта цветов, след., гораздо лучше прямо сажать семена в горшочки, по четыре, по пяти штук в каждый. Там они спокойно дорастут до времени пересаживания их в грунт.

Очень важно, чтоб каждый горшочек был снабжен щепочкой с названием цветка, что дает возможность правильнее их рассаживать по клумбам, иначе, не зная, что за цветок, можно посадить высокий лупинус перед низкорослой настурцией и т. д. Особенно эти ошибки возможны в первый год занятия детей садом, когда они еще совсем незнакомы с формой листьев у различных цветов.

Из наиболее неприхотливых, легковыращиваемых цветов можно указать следующие: бордюрные — настурции, маргаритки, следующие по вышине будут: Иван да Марья, резеда, затем левкои, циннии, петуньи, потом уже высокие цветы, как-то: лупинусы, табак, георгины, шпажники и наконец из вьющихся: душистый горошек, ипомея, бобы. Очень хорошо сажать кое-где подсолнечник — детей забавляют быстрый рост и громадные желтые цветы, из которых потом можно даже лакомиться подсолнухами, хотя и не совсем зрелыми в нашем климате.

Подробные наставления, как и где сажать каждый цветок, прилагаются обыкновенно при покупке этих семян. Затем все, что было говорено о посадке, уходе и поливке огородных растений, относится и к цветам. Но одной из необходимых работ является подвязывание их к тоненьким палочкам, чтобы ветер не поломал их нежные стебли.

Остается упомянуть теперь о зимующих цветах, они очень украшают сады, не требуя почти никакого ухода за собою. Только на зиму хорошо накидывать на них две — три елочные ветви. Пионы, ирисы, лилии желтые и тигровые, флоксы размножаются корнями и луковицами, которые можно достать в разных садоводствах приблизительно коп. за 30 штуку. Если их поливать время от времени удобрением, они разрастаются очень пышно и даже приходится местами их уничтожать.


В заключение не могу не повторить слов г-жи Ределин: «Нужно считать счастливою семью, владеющую клочком свободной земли, на котором потребность творчества находит себе простор». В самом деле, когда у детей есть место для сада и огорода и когда они научились любить это дело, то для них открывается большое поприще для создания чего-нибудь нового, хотя бы это новое выражалось в иной распланировке клумб, в выборе других сортов растений, в непохожем на прежнее комбинирование их в саду.

Но все это «новое» будет, так сказать, напластовываться на старое, прочное, пустившее в детское сознание уже глубокие корни. Это постоянное обновление сада будет только больше привязывать к нему детей, эта смена старого новым ничего не имеет похожего на ту постоянно чередующуюся смену бесчисленных ощущений, которые испытываем мы, городские жители — современные кочевники, вечно переезжающие с квартиры на квартиру, весною на дачи в разные местности.

Ни к одному, месту дети не успевают привязаться, для них все чужое: они нигде не смеют сорвать ни травинки, и основательно не смеют — не их трудами и заботами выращенное не ими должно и уничтожаться.

Наши дети не испытывают того прекрасного чувства, которое дается сознанием, что это тебе принадлежит по праву работы над ним, по праву созидания его. Небольшой клочок земли, где дети сами и хозяева, и работники, приучит их ценить труд и беречь результаты его. Мы ничего так не любим, как то, над чем мы поработали; наши создания — наши любимцы, а дать детям хорошие, глубокие привязанности значит сделать их счастливыми. «Наш» сад заключает в себе столько милых, дорогих сердцу картин.

Сколько воспоминаний навевает каждый уголок, каждый кустик! Как отрадно после тяжелой, проведенной в городской сутолоке, зимы отдохнуть под сенью деревьев, за которыми ухаживал в детстве!



Скачать брошюру: 11_detskiy_sad_i_ogorod.pdf [1,98 Mb] (cкачиваний: 20)

В. Поворинская
Энциклопедия семейного воспитания и обучения
Дозволено цензурою. Спб., 8 апреля 1899 г

https://www.perunica.ru/vospitanie/9876-detskij-sad-i-ogorod.html  



+2


Категория: Дети и их воспитание   Автор: Энциклопедия семейного воспитания и обучения

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.