Изучение природы малыми детьми

Изучение природы малыми детьми


Отношение взрослых к детским наблюдениям


Малый ребенок относится с большим интересом ко всему окружающему: он внимательно присматривается к обстановке, к лицам, к животным и растениям; следит за передвижением предметов, изменением освещения; прислушивается к звукам, и где только возможно, ощупывает попадающиеся под руку предметы. Все, замечаемое в первые годы детства оставляет глубокие следы, если и не вполне сознаваемые, то более или менее прочные, служащие основою для дальнейшего умственного развития. Интерес к наблюдению растет с каждым годом сознательной жизни, растет непрерывно вплоть до начала учения.

Первое обучение есть вместе с тем первое стеснение свободы маленького наблюдателя: ребенка усаживают в непривычную позу за книжку, направляют его глаза в определенные места страницы и требуют внимания и неподвижного сидения.

С поступлением в школу кругозор его еще больше съуживается, чем дома. Однообразная обстановка класса, слушание ответов товарищей и объяснение учителя на уроке, правильное чередование занятий — все это совершенно парализует природную живость ребенка, приостанавливает развитие наблюдательной способности и притупляет интерес к самостоятельному наблюдению. Начинает работать преимущественно память: вместо усвоения фактов из жизни и явлений природы, заучиваются одни слова, словесные определения. Масса сведений, приобретаемых в школе, не усвоиваетея самостоятельным исследованием, а просто заучивается. Нет времени, да и негде увидеть все то, что сообщается на уроках. Приходится усвоить на веру преподаваемое, знакомиться с законами природы мимоходом во время классных опытов, которые служат больше для облегчения заучивания, чем для размышления и раздумывания над видимым и слышимым.

Запомнить и заучить можно многое: но усвоить возможно только путем самостоятельного наблюдения, для чего приходится наблюдать не раз и не два, не торопясь делать скороспелые выводы, изучать наблюдаемое при разных условиях всесторонне.


Такие наблюдения возможно делать только на свободе, вне школы или, еще лучше, до начала школьного учения. Родители, или вообще взрослые, на руках которых находится ребенок, могут своим участием способствовать развитию наблюдательной способности детей как до школы, так и во время школьного учения: могут поддержать интерес к наблюдению окружающих явлений и помочь приобрести те «обыкновенные знания» о природе и людях, которые служат основою для получения научных истин.

Чтобы руководить детскими наблюдениями нужны небольшие познания. В настоящее время есть не мало хороших популярных книг по разным отраслям знаний, которые могут служить для пополнения знаний родителей; но ведь, книга дает знания только тем, кто съумеет извлекать из книг подходящие знания; для лиц же, не привыкших к серьезному чтению, можно рекомендовать обращаться к сведущему специалисту, который легко и просто сообщит родителям нужные сведения для ответов на вопросы детей.

Существует не мало книг и даже очень хороших для чтения самим детям, но для детей неграмотных эти книжки не пригодны; да и для грамотных детей живое дело, живое наблюдение более ценно, чем книжное безжизненное описание.

Руководителям нужно обладать только одним уменьем: любовно и серьезно относиться ко всяким вопросам, возникающим в уме наблюдающего ребенка.

Рассмотрим эти немногие вопросы: как, отчего, почему, зачем, которые предлагают дети.


I. Как? Вопрос, обыкновенно предлагаемый детьми. Как это устроено? Как это происходит (т.-е. в какой последовательности)? Только тщательное и внимательное изучение наблюдаемого может удовлетворить пытливого ребенка, задающего этот вопрос. Обстоятельное описание устройства или картинное изображение никогда не заменят непосредственного осмотра предмета. Нужно помочь ребенку самому увидеть все уясняющие подробности устройства, дать возможность подметить последовательность процесса происходящего явления. При этом очень часто открываются неожиданные особенности органов чувств ребенка; особенная острота зрения, слуха; тонкости осязания, вкуса; точность мускульного ощущения. Ребенок подмечает такие подробности, которые не замечают взрослые. Нужно обратить внимание ребенка на более существенное и важное.


II. Отчего? Отчего происходит явление, т.-е. что вызвало явление? Напр., отчего кипит вода? От нагревания. Отчего в комнате дует ветер? Оттого, что форточка открыта. Такие ответы недостаточны для любознательного ума. Нужно показать предшествующее условие, вызывающее явление, и дать возможность ребенку увидеть, что с устранением указанного условия прекращается наблюдаемое явление: потушив огонь прекратить кипение; закрыв форточку, уничтожить ветер. Вопрос отчего часто смешивают с вопросом более трудным почему.


III. Почему, по какой причине происходит: явление, т.-е. требуется найти предшествующее, находящееся в причинной связи с последующим. Выяснять такую зависимость может только специалист или, вообще, человек, привыкший к проверочным наблюдениям и поверочным опытам. Если причина явления известна, научно доказана причинная зависимость явлений, можно прямо указать на нее ребенку; если же причина неизвестна, лучше заявить о своем неведении и не пытаться объяснять необъяснимое, неустановленное наукой.

Желание взрослых во что бы то ни стало объяснять детям все ими видимое сильно вредит развитию детского ума, наполняет его неверными фантастическими измышлениями, загромождает память балластом, от которого весьма трудно отделаться впоследствии.

Так, напр., вопрос: почему кипит вода при нагревании, требует разъяснения, что для кипения воды, может быть нагревания и ненужно. Почему при открытой фортке задул ветер, — также требует дальнейших объяснений, так как дитя заметит, что открытие форточки не всегда вызывает ветер, что, напр., ветер в комнате произошел при закрытой фортке, но при топке камина. Почему возникает ветер на открытом воздухе, где форточек не имеется, почему дует ветер из кузнечного меха. Уяснить, что причина ветра есть разность давлений воздуха, а причина кипения — уменьшение давления воздуха над водой невозможно без опыта с пневматическим насосом, который может быть показан только специалистом.

Не лишнее при этом напомнить о значении названий — случай, чудо. Должно резко выделять в разговоре с детьми два понятия: случайное явление и чудесное явление.

Если известна причина явления, но нельзя уяснить себе, что вызвало появление причины, то мы приписываем такое явление случаю. Напр., загорелся дом от занавеси, на которую упала горящая папироса. Мы говорим, что пожар произошел случайно от папиросы.

Если горевшая папироса, попав на занавесь, не зажгла ее, мы считаем такое явление чудом, т.-е. действовала причина вопреки обычным законам природы, огонь не зажег горючего матерьяла: название чудо останется до тех пор, пока не будет обнаружена причина незагорания. Мы узнаем, что занавесь была мокрая, или загоревшееся место было прикрыто чем-нибудь, или папиросу задул ветер, или ее потушил случайно проходивший — тогда явление уже теряет название «чудо» и вполне объясняется сообразно законам природы, т.-е. подчиняясь тому однообразию в последовательности явлений, которое постоянно замечается во всей природе.

Фокусом мы называем явления чудесные для зрителя и вполне естественные для фокусника, умеющего пользоваться ему хорошо известными законами природы. Фокусы очень интересуют детей, будят их мысль, заставляя поразмыслить над поразительным противоречием видимого тому, что ожидается.


IV. Зачем, для чего, для какой цели, т.-е. иными словами, какие последствия может дать совершившееся, какой результат получается, какое может иметь назначение? — все эти вопросы может предлагать более старший возраст, уже теряющий интерес к тому, что пред ним совершается. Ребенок малый наслаждается наблюдением и никогда не предложит вопроса зачем, если его не подскажут взрослые.

Необходимо объяснить более подробно возможные ошибки наблюдения, а также обстоятельно исследовать причины, их производящие: человеку свойственно ошибаться, а тем более свойственно ошибаться малому ребенку, еще не умеющему наблюдать.

Наблюдение есть сложный психический процесс, в котором следует различать 3 главные момента:

  1. восприятие органами чувств;

  2. сосредоточение внимания;

  3. присоединение к воспринимаемому впечатлению прежних воспоминаний.

1. Органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, могут в детях быть недостаточно развиты, да и при нормальном развитии могут порождать весьма большие ошибки.

Зрение определяет размер и цвет предмета, но только после достаточного опыта, иначе вводит в ошибки. Напр., попробуйте показать руками на стене размер круглой шляпы, всегда будет показано значительно больше настоящего размера.

Движущийся предмет кажется больше покоющегося; ясный или большой кажется ближе, чем неясный и малый. Квадрат или крест кажутся удлиненными; параллельные косозаштрихованные — сходящимися.

Определяя размеры предмета, впадают в ошибки больше, чем на 1/10 длины предмета. Напр., не рядом стоящие высокие деревья можно считать одинаково высокими при разнице в аршин и больше.

При изучении цвета всем известны ошибки, происходящие от контраста цветов, от степени и качества освещения, и наконец, от органической особенности глаза, так называемой «цветовой слепоты».

Слух ошибается в определении места исхода, силы и тона звука. Известная детская игра «жмурки» служит прекрасным упражнением для развития этой способности слуха. Также другая детская игра — отыскивание спрятанного по звону колокольчика, (при приближении к спрятанному сильнее звонят, при удалении звон утихает) развивает внимание к различению силы и тона звука.

Осязание ошибается при определении температуры, в зависимости от испытанной предшествующей температуры. Прикосновение холодного остается долго, так что ощущается прикосновение предмета уже не прикасающегося, напр., прижмите холодный гривевник ко лбу другого и снимите осторожно, попросив сбросить прилипший гривенник движением бровей, и вы заметите, как тот будет усиленно морщить лоб, чтобы сбросить гривенник (еще лучше серебряный пятачок), давно уже спрятанный в вашей руке.

Обоняние и вкус тесно связаны между собою и вводят часто в ошибки, особенно под влиянием внушения. Так хорошо известны опыты с пустыми флаконами, которые пахнут различно фиалкой, апельсином, гвоздикой и т. п., смотря по уверению окружающих, нюхающих пустые флаконы.


2. Сосредоточение внимания. Необходимо при всяком наблюдении сосредоточить внимание для того, чтобы заметить и запомнить наблюдаемое: но при сосредоточенном внимании опускаются многие побочные обстоятельства. Очень легко увлечь ребенка красивым зрелищем или приятными звуками, ребенок заслушивается, заглядывается и делается глух и слеп ко всему окружающему.

Эстетическое наслаждение, испытываемое ребенком при виде звездного неба, чудной картины заката солнца, озера, освещенного луной, производит чарующее впечатление на душу ребенка, но не будит мысль ребенка. Он наслаждается, но не, мыслит; всякая попытка нарушить приятное состояние души портит целостность наслаждения. Впечатлений, пригодных для выводов, не получается, вопросы не зарождаются, только разве слышатся возгласы: «посмотри, мама, как хорошо». Нельзя в такие моменты тревожить ребенка, чуткого к красотам природы, направляя его внимание на не замечаемые подробности. Пусть наслаждается вдоволь, наступит время, когда такое состояние прекратится и у маленького наблюдателя зародятся вопросы, «отчего так светит месяц», отчего бушует вьюга, воет ветер? и т. д.

Внимание ребенка, как и взрослых, не может быть долго сосредоточено на одном и том же предмете, наступаете так называемый «перерыв внимания». При слушании звуки затихают. при смотрении на точку точка бывает невидима некоторое мгновение.

На состояние внимания имеет большое влияние душевное состояние ребенка. Страх особенно сильно влияет на внимание, порождая неточности наблюдения. Как известно, «у страха глаза велики, муха вырастет в слона, небо кажется в овчинку».

Состояние ожидания также производит ошибки, упреждая появление ожидаемого. Кажется при операциях, напр., при проколе — кровь брызжет раньше прикосновения ланцета: также при одновременном слушании и смотрении, некоторые увидят раньше, чем слышат; другие — наоборот, раньше слышат звук и затем видят появляющееся одновременно со звуком.

Полумрак или непривычное освещение, глубокая не привычная тишина или слабые неопределенные звуки также сильно вредят точности наблюдения и отчетливости запоминания. Память вообще не может удерживать многого, и потому излишние подробности слишком затрудняют запоминание; но нередко бессознательно удерживаются подробности и мелочи наблюдавшегося на долго, на всю жизнь и вдруг сразу проявляются в душе при подходящей обстановке.


3. Ассоциации прежних воспоминаний, т.-е. возникновение в памяти, помимо нашей воли, чего-либо сходного с наблюдаемым приводят к весьма ошибочным выводам из наблюдений. Так часто ошибаются при узнавании людей по голосу, по росту, по костюму.

Имея все это в виду, нужно крайне осторожно относиться к рассказу ребенка о том что он видел или слышал. Нельзя ставить ему в вину неточность и даже неверность рассказа о виденном.


Что могут наблюдать дети


Наука о природе имеет свое начало в самой глубокой древности. Наблюдали природу и древние греки, и индийцы, и халдеи, и египтяне. Прежде всего внимание людей привлекало зрелище звездного неба, смена времен года, атмосферные явления; затем музыка, живопись, машины и деятельность органической жизни.

«Так, мы у древних греков (говорит автор «Очерка истории физики» Ф. Розенбергер) находим все специальные отделы физики разработанными до известной степени или, по крайней мере, намеченными; на первом месте стоят у них рассуждения об общих свойствах материи, механика и оптика; на втором — акустика и учение о теплоте; относительно магнетизма и электричества им известен факт притяжения магнитной руды и потертого янтаря».

«Для развития всякой естественной науки, как говорит Уэвель (история индуктивных наук), необходимы факты и идеи. Греки обладали фактами и идеями, но они не умели уяснять себе последних НИ согласовать их с первыми».

«Льюис (Аристотель. 1865 г.) объясняет ошибки греков тем, что они, наблюдая, производя исследования, не обращались к поверочному опыту».

Опыт получил научное значение только после Галилея и Бэкона. Введение опытного исследования в область науки и возведение экспериментального метода на степень общепризнанного научного метода — заслуга ХѴII столетия (Розенбергер «Очерк истории физики» II, стр. 4. 1886 г., пер. Сеченова).

Этих немногих ссылок достаточно для указания того, что могут наблюдать дети.

Идеи родятся из фактов, факты познаются из наблюдений. Ребенку, готовящемуся впоследствии к изучению наук, нужны факты, почерпнутые из самостоятельного наблюдения природы, а не из книжек, как это делается в современных школах. Для него могут быть доступны наблюдения, которые производились в отдаленные времена, когда не существовало научных приборов, лабораторий, учебных пособий, книг и аспидных досок. Для младенцев нужны факты из времени «младенчества науки».

Первых наблюдателей интересовало наблюдение само по себе; что видели и замечали, они передавали из рода в род, пока не накопилось достаточной массы фактов, пригодных для обобщений и выводов. Ребенку нормальному, здоровому, присуща та же любознательность, то же влечение к изучению окружающего, которое руководило первыми наблюдателями глубокой древности.

Вся задача сводится к тому, чтобы отобрать из истории наук о природе все то, что известно было в глубокой древности, отбросив все, что было выработано впоследствии, при помощи математики и экспериментального метода. Затем из отобранного материала выбрать наблюдения повседневной жизни, могущие привлечь внимание ребенка и поддержать свойственный ему интерес к изучению окружающего.

Насколько я мог, я постарался набросать примерный перечень наблюдений, доступных детям, избегая всего, что требует опыта. Опыт, т.-е. искусственное сопоставление явлений для выяснения их причинной зависимости доступен, как показывает история, более зрелому уму и поэтому пригоден только для детей более старшего возраста, имеющих руководителей, хорошо знакомых с экспериментальным методом.

Опыт уясняющий явления требует ума подготовленного учением, умеющего подмечать запоминать наблюдаемое и привыкшего размышлять над тем, что дало наблюдение.

Подобно первым наблюдателям глубокой древности, задолго до производства осмысленных опытов, ребенок, постепенно на простых наблюдениях, со свойственным ему вниманием, научается, точно запоминать обстоятельства явления в их естественной последовательности и подробно пересказывать о том, что ему приходилось наблюдать. Опыты в детской комнате появляются в виде фокусов и игрушек интересных, но мало понятных.


Что могут узнать дети из наблюдений


Прилагаю краткий перечень тех сведений, которые могут быть приобретены детьми даже 9 летнего возраста из наблюдений над звездами, луной и проч.


Звезды

  1. Различие звезд по блеску, величине и цвету.

  2. Наиболее блестящие звезды: Арктур, Вега, Капелла, Алгол, Атаир, Альгениб, Кастор, Полукс, Полярная звезда.

  3. Группировка звезд в виде определенных фигур, называемых созвездиями: Большая Медведица, Кассиопея, Пегас Андромеда, Персей, Лебедь, Дракон, Цефей, Геркѵлес-Венец, Малая Медведица.

  4. Неподвижность «Полярной звезды».

  5. Звезды незаходящие: звезды восходящие и заходящие.

  6. Постоянство места всхода одной и той же звезды.

  7. Изменяемость времени появления звезды на том же месте: на 4 минуты раньше предыдущего дня.

  8. Изменение вида небесного свода через неделю, две. три, четыре.

  9. Спокойный блеск планет: Юпитера, Венеры и Марса. Мерцание других звезд.

  10. Изменение положения какой-нибудь группы звезд, напр., Большой Медведицы в разные часы одного и того же вечера или ночи.


Луна

  1. Изменение формы луны (фазы).

  2. Вид серпа луны на сходе в виде буквы С.

  3. Направление рогов луны, всегда противоположное месту нахождения скрывшегося солнца.

  4. Время восхода луны, или вообще время появления луны в том же месте небесного свода ежедневно позже предыдущего дня.

  5. Луна ежедневно отступает влево от солнца (на 13°).

  6. Двигается подобно звездам, восходит и заходит, описывая круг около «полярной звезды».

  7. Размер луны не меняется, но она кажется при восходе или заходе гораздо больших размеров.

  8. Темная часть луны окрашивается пепельным цветом.

  9. Проходя по небесному своду, луна скрывает звезды, на которые находит.

  10. Лунные тени, то длиннее, то короче солнечных.


Солнце

  1. Место нахождения солнца на небесном своде в полдень, утром и вечером.

  2. Сторона неба, где бывает солнце в полдень (время кратчайших теней) — южная; сторона, где в полдень солнца не бывает — северная.

  3. Перемещение солнца в течении дня.

  4. Изменение направления и длины тени от предметов, вертикально стоящих.

  5. Постоянство направления полуденной (кратчайшей) тени.

  6. Изменение полуденной тени в течение года по длине, но не по направлению.

  7. Движение светлого места заката солнца.

  8. Появление звезд над местом заката солнца и на стороне восхода его.

  9. Различное положение Б. Медведицы в определенный час ночи, в разные времена года.

  10. Приплюснутый вид солнца при закате.

  11. Цвет вечерней или утренней зари.

  12. Продолжительность сумерек.


Облака

  1. Образование облака утром, днем и вечером.

  2. Непостоянство формы облаков: постоянное нарастание, с одной стороны и уменьшение с другой.

  3. Три основных вида: кучевое, слоистое и перистое облако.

  4. Относительная высота облаков.

  5. Передвижение верхних и нижних облаков, медленное и быстрое.

  6. Окраска облаков утром, днем и вечером, в погоду, непогоду и грозу.

  7. Различная плотность облака, закрывающего солнце, луну и звезды.

  8. Движение облаков по различным направлениям.

  9. Размеры облака, застилающего нередко всю местность на несколько сотен верст.

  10. Туман сухой и мокрый, в холодную погоду, утром, или вечером после теплой погоды.


Ветер

  1. Возникновение ветра при сжимании воздуха, передвижении или нагревании.

  2. Направление ветра, отражение от стен и заборов, леса и зданий: откуда и куда.

  3. Постоянное направление сильного ветра и переменное направление легкого ветерка: порывистый ветер — бурный.

  4. Скорость ветра по движению легких предметов, носящихся в воздухе.

  5. Сила ветра слабого, умеренного, свежего, сильного и бурного.

  6. Бризы утром и вечером около леса, реки или озера.

  7. Гроза, молния с громом, молния без грома, гром без молнии.

  8. Продолжительность грома в зависимости от длины молнии.

  9. Раскаты грома при большой облачности. Усиление и ослабление грома в зависимости от направления молнии.

  10. Промежуток времени между молнией и громом от 1 секунды до 15 и более сек.


Дождь

  1. Мелкий, крупный, ливень.

  2. Направление падающих капель: дождь прямой и косой.

  3. Продолжительность дождя. Затяжной мелкий, краткий (не более 15 м.) ливень.

  4. Окраска и особая форма тучи дождевой, градовой и снежной.

  5. Перемещение дождя с одного места на другое. Ливень идет полосой.

  6. Обширность места, смачиваемого дождем на несколько верст кругом — затяжной.

  7. Смачивание земли больше мелким дождем. Ливень дает лужи и потоки.

  8. Лужи испаряются, высыхают или просачиваются в землю.

  9. На каплях уходящего дождя образуется радуга при известной высоте солнца.

  10. Народные местные приметы.


Свет

  1. Источники света: солнце, звезды, луна и еще искусственные источники при горении: угля, лампы и свечи.

  2. Свет от источников идет прямыми лучами во все стороны.

  3. Встречая на пути своем преграду, свет отражается в сторону.

  4. Свет поглощается темными и черными поверхностями; отражается белыми и светлыми.

  5. Тела прозрачные пропускают свет.

  6. Прозрачное граненое стекло разлагает свет на цвета: (к. о. ж. з. г. с. ф.) кр. оранж. желт. зелен. голуб. синий, фиолетовый.

  7. Яркость освещения уменьшается с удалением от источника света.

  8. Отраженное изображение находится на равном расстоянии от наблюдателя и отражаемого предмета, если они одинаково высоки; ближе к меньшему из них при неравной высоте.

  9. Одинаковое расстояние от зеркала предмета и его изображения.


Термометр

  1. Отличие термометров: медицинских, ванных и оконных.

  2. Точки кипения 80 (100) и 0 — точка таяния снега.

  3. Температура здорового человека; температура холодной и горячей ванны.

  4. Температура чаю, молока, супа, воды.

  5. Наибольшая температура воздуха после полудня, наименьшая — перед восходом солнца.

  6. Изменение температуры воздуха днем.

  7. Одинаковая температура утром и вечером около 9 часов.

  8. Нарушение этого постоянства на 2 и 3 градуса указывает перемену погоды.

  9. Температура во время оттепели, снега, мороза.

  10. Особенности температуры в различные времена года.


Как могут производить дети наблюдения


Звезды



Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.


Е. Баратынский


Вид неба, усеянного звездами, невольно привлекает взор ребенка. Кажется звезд такая масса, что разобраться в них трудно и найти среди них знакомую звездочку невозможно. Но присмотритесь несколько раз и вы заметите разницу звезд в яркости, цвете и даже величине их. Некоторые из них, особенно резко выделяющиеся среди других своим блеском, имеют отдельные названия, обозначаемые обыкновенно на хорошей звездной карте. Летом бывает видно таких блестящих звезд не более 4-х или 5-ти за раз.

Кроме самых больших, ребенок может отличить еще звезды средней величины и затем массу мелких звездочек.

Звезды средней величины образуют определенные группы в виде фигур, легко запоминаемых. Такие группы звезд носят названия «созвездий».

Из созвездий легко запомнить: Большую Медведицу, Кассиопею, Пегас-Адромеду, Персея, Лебедя. Дракона, Цефея, Геркулеса и С. Короны. Умея находить какое-нибудь одно из созвездий, можно заметить, что созвездие это все перемешается. Чтобы видеть движение намеченного созвездия, надо наблюдать его из окна, заметить его первоначальное положение относительно какого-нибудь предмета: дерева, дома и т. д., через час или два, смотря по тому же направлению, вы не найдете уже прежней группы звезд, она окажется сдвинутой вверх или в сторону.

По звездам Большой Медведицы можно отыскать так называемую «полярную звезду». Чем севернее место наблюдения, тем выше находится полярная звезда на небесном своде. Как бы долго ни наблюдать эту звезду, нельзя заметить на глаз ни малейшего ее перемещения.

Если из окна видны вдали опушка леса или дом или забор, то можно заметить восхождение звезд, т.-е. внезапное появление звездочки или группы звезд и постепенное повышение ее над горизонтом. При этом легко подметить, что:

  1. фигура, составляемая звездами, не меняется, звездочки так и идут кверху, не меняя своего относительного расстояния;

  2. одна и та же звезда или группа их появляется ежедневно в одном и том же месте;

  3. время появления звезд меняется, напр.; звезда, виденная в 9 ч. 4 м., будет видна на другой день в 9 ч., на следующий в 8 ч. 56 м. и т. д., вообще на 4 минуты ежедневно раньше, следовательно, можно было бы заключить, что через 15 дней она появится в 8 ч. вечера, но она может быть не будет заметна, если к тому времени солнце еще не зашло.

Также, выйдя на открытое место, можно рассматривать звезды, подняв голову вверх или смотря на них в зеркало или на поверхность воды. При этом можно заметить, что от перемещения звезд, вид неба над головой по прошествии месяца заметно изменяется.

Из окна можно наблюдать, что некоторые звезды скрываются, спускаясь под горизонт; некоторые же, как, напр., звезды Большой Медведицы, никогда не заходят, при чем вся группа меняет свое место, смотря по месяцам или по времени года. Летом вскоре после заката солнца из семи звезд Большой Медведицы, представляющих фигуру ковша (4 звезды) и ручку (3 звезды), ручка направлена влево, а потом позже ручка направлена вниз и т. д. Итак, самостоятельным наблюдением можно обнаружить, что звезды составляют постоянные группы, из которых некоторые восходят и заходят, другие не заходят никогда, а только перемещаются вокруг «полярной» звезды. Также можно иногда заметить появление звезды (вечером не позже 3-х часов после заката солнца), которая блестит ярко, спокойно, не мерцая, как другие, и которая заметно меняет свое место; эта звезда называется планетой (другими словами, блуждающая звезда) по имени Венера. Иногда можно видеть еще другую планету, Юпитер, появляющуюся позднее, после заката солнца.

Напомним, что все эти наблюдения нельзя сделать в один вечер и нельзя сообщать их ребенку, не имеющему возможности видеть открытого небосклона, или не могущему видеть звезды по причине близорукости. Нужно дать возможность детям сначала просто полюбоваться блестящею картиной неба, усеянного мириадами звезд, снабдив близорукого биноклем или очками и выведя на открытое место в звездную ночь. Тогда само собой может явиться в ребенке желание выучить название звездочек, а потом научиться отыскивать их на небесном своде и следить за их перемещением, т.-е. появлением и исчезновением. Немного можно сообщить ребенку на его пытливые вопросы о вселенной, об этих мириадах отдаленных миров, частое рассматривание неба невольно рождает в уме растущего человека понятие о необъятной, таинственной вселенной и зарождает мысль о правильности наблюдаемых явлений



Луна



Спи, младенец мой прекрасный;
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный.
В колыбель твою!


Лермонтов


Ночью в колыбель младенца
Месяц луч свой заронил
Отчего так светит месяц?
Робко он меня спросил.


Полонский


Луна, под названием «месяца», есть первый предмет на небесном своде, обращающий на себя внимание ребенка вечером. Сколько песен его воспевают, сколько придается ему разнообразных названий и уподоблений: месяц — брат солнца, ходит дозором и т. п. Сколько примет и предзнаменований связано с новолунием, называемым в народном языке «молодиком», а подсчитайте, как мало определенных и ценных в научном отношении сведений имеется в голове учащихся юношей о предмете, который с самого раннего детства привлекал их внимание. Да и что знают сами взрослые о луне, что они лично наблюдали над луной, а не воспринимали на веру из книжек? Подсчитайте и вы будете поражены скудостью этих сведений.

Сначала постараемся пояснить, когда и при каких условиях удобнее всего наблюдать ребенку за луной.

Лучше всего луну изучать во время полнолуния, когда прокруглый и светлый кружок говорят «месяц смотрит». Если местность, где живет ребенок, ровная, с открытым горизонтом, то легко можно заметить, что луна восходит в стороне, прямо противоположной закату солнца. По мере наступления темноты и по мере того, как солнце спускается все ниже и ниже под горизонт, месяц подымается выше и выше, но при этом отступает влево.

Кроме непосредственного рассматривания явлений природы, детей очень интересуют предсказания явления. Где удобно, хотя в грубой и не вполне точной форме, нужно давать возможность предвидения события. Неисполнение предсказания и неточность исполнения дает повод подумать о причинах неточности предвидения.

Так ребенку, наблюдающему ежедневное отступление луны влево, может быть интересно, где же он ее увидит на следующий день восходящею. В общих чертах можно ему дать следующие указания. Если мы смотрим на луну обратившись лицом прямо к ней и заметим это направление относительно какого-нибудь предмета, то, сделав поворот влево (на прямой угол) мы можем отметить место, где луна взойдет через 7 дней, т.-е. через неделю луна отступает, влево, на один наш оборот, на другую неделю — на следующий оборот, а через 4 недели она будет видна в той же самой части неба.

В тех местах, где нельзя видеть восход луны в полнолуние, там ее можно заметить вскоре после новолуния в стороне заката солнца. Не пропустите случая показать во время прогулок но открытым полям чудную картину заката солнца в дни новолуния. В блеске лучей заходящего солнца на светлом фоне горизонта выделяется серп луны, обращенный своею выпуклостью к солнцу и заметно отступающего влево и вместе с тем подымающегося все выше, но так, что выпуклость остается направленной в сторону скрывшегося солнца, так что повороты серпа могут служить указанием, где находится скрывшееся солнце.

На следующий день при наблюдении с того же места вы увидите, что луна своим восходом опоздала почти на целый час и также заметно отступила от солнца, при чем серп сделался шире. На сходе луна уменьшается; во время заката солнца ее можно видеть вправо от солнца ежедневно заходящей все ближе и ближе к солнцу, при этом серп делается все уже и уже, и наконец совсем теряется в лучах заходящего солнца; тогда мы луны не видим несколько дней и затем она появляется опять с левой стороны от солнца в виде узкого серпа, обращенного острыми концами в сторону, противоположную наблюдаемому раньше, т.-е. будет (], но обращенное влево: [).

Детям грамотным можно заметить, что луна принимает свой прежний вид (фаза) на 30-ый день (291/2); этот промежуток и называется лунным месяцем, а неделя служит промежутком времени для перехода из одной фазы (одного вида) в другую; от полнолуния в последнюю четверть, от последней четверти в новолуние, от новолуния в первую четверть и от первой четверти в полнолуние.

Но будет ли она видна в указанное время — неизвестно, так как для видимости ее нужно прибавить несколько условий, о которых поговорим впоследствии. Наблюдая за луною в течение месяца можно заметить изменение вида луны, так называемые фазы луны: первая четверть, полнолуние, последняя четверть и новолуние (отсутствие луны). Во время первой и последней четвертей луна является в виде серпа, обращенного вправо или влево. Чтобы по серпу можно было предвидеть убывание или увеличение луны, надо помнить, что луна бывает на сходе, когда она видна в виде буквы С.

Можно обратить внимание на размер луны, как на удобную мерку для расстояния на небесном своде. При этом можно указать, что между двумя звездами Большой Медведицы, помещается 10 лун. Можно сказать, наблюдая движение восходящей луны над лесом или домом по часам, что она подымается вверх на величину своего радиуса в течение одной минуты, т.-е. там, где мы видим верхний край луны, через минуту будет находиться центр лунного кружка; по истекшему времени так. образ. мы можем определить место нахождения луны или обратно: по поднятию судить о истекшем времени.

Можно заметить, что луна покрывает звезды, двигаясь по небесному своду. Лунное затмение может дать весьма много интересного и не следует упускать случая наблюдать его. Луна кажется гораздо большего размера у горизонта, но что это явление только кажущееся легко убедиться, заметив, что, вытянув руку, пальцем можно закрыть луну во всех ее положениях на небе.

Во время 1-й четверти луны видна бывает и остальная часть луны, освещенная пепельным цветом. Полезно обратить внимание на тени от луны и сравнить их с солнечными от тех же предметов. Напр., заметить кратчайшую тень от столба или дерева днем (ее направление и длину) и потом посмотреть что будет от этих же предметов при свете луны. Самое удобное делать наблюдение над тенью собственного тела в лунную ночь.



Солнце



День деньской устало солнце,
И сказал ему Господь: ляг, усни,
А за тобою все задремлет и заснет!


Полонский


Слова: день, ночь, утро, вечер, полдень усваиваются маленькими детьми очень рано, но не в том прямом значении их, как это происходит у детей, живущих в деревне и у простолюдинов. Значение всех этих названий только и становится понятным, когда оно связано с положением солнца. «Солнце низко, вечер близко», далеко не все дети городские понимают точно. Трудно из окон городской квартиры следить за солнцем; хотя при хорошем помещении относительно света в комнате легко заметить изменение положения солнца:

  1. что в полдень оно бывает в одной и той же определенной стороне неба, занимая самое высшее место летом и самое низкое зимой;

  2. утром и вечером место восхождения солнца ежедневно отступает вправо или влево, смотря по времени года;

  3. восходит и заходит несколько дней подряд в том же месте, 7, 8, 9, 10 июня, 7, 8, 9, 10 декабря.

На открытом месте, где можно видеть восход и закат солнца, наблюдения за ним приобретают больший интерес и большую точность. Можно заметить летом, что место восхода солнца меняется, — очень быстро весною около 9 марта и осенью около 9 сентября: что с 9 марта место восхода подвигается вправо до 9 июня, в дни 7, 8, 9, 10 перемещения непримечается, а затем отступает влево. То же можно наблюдать над движением места заката.

Если в данном месте наблюдения можно видеть закат и восход солнца, то по положению места заката можно указать место восхода и обратно, принимая во внимание постепенное отступание солнца в стороны.

Узнав, что:

  1. полднем называется время дня, в которое солнце находится, всего выше, в одной и той же стороне неба,

  2. утром и вечером — время низкого стояния солнца, тоже в определенных сторонах неба, но в разных местах в разное время года,

ребенок бессознательно приходит к заключению о движении солнца по небесному своду. Смотреть на солнце больно и вредно днем, так что уследить за его перемещением можно, но только повернувшись в сторону противоположную солнцу, проследив движение собственной тени.

Утром тень длинная и направлена в ту сторону, в которой солнце окажется вечером, постепенно она укорачивается, перемещаясь вправо, как стрелка на часах. В полдень тень короче всего и затем, удлиняясь до вечера, направляется при закате в ту сторону, где солнце восходило. Можно следить за тенью какого-либо предмета, столба, дерева или гвоздя, вбитого вертикально в доску.

Можно сделать циферблат из картона, поставив в центре его штифт, следить за перемещением тени штифта по часам. При этих наблюдениях следует обратить внимание ребенка на положение тени в полдень: кратчайшая (полуденная) тень всегда идет по одному и тому же направлению.

Во вое дни года направление полуденной тени неизменно. Меняется ее длина: летом (июнь) короче, чем зимой (в декабре); направление может быть отмечено раз навсегда вполне определенно: на полу, на земле. По направлению стены, забора, улицы можно запомнить полуденную линию, образуемую полуденной тенью. Детям постарше можно даже назвать эту линию меридианом. Если по этому направлению ночью смотреть в ту сторону неба, где солнце бывает в полдень, будут видны различные звезды, в разное время года.

Если же смотреть вечером по направлению дневной полуденной тени, то мы всегда увидим одну и ту же «полярную звезду». В более северных городах придется ее искать повыше, чем в городах южных. Та сторона горизонта, над которой находится солнце в полдень, называется южной, полуденной, а противоположная, где видна ночью полярная звезда называется северною или полночною, стороны небесного свода, где бывает солнце утром — восточной, где вечером — западной.

Если представится возможность нужно детям предоставить случай видеть восход и закат солнца. Величественная картина заката невольно приковывает взоры ребенка, он с особым наслаждением может следить за солнцем и подметить весьма многое.

Ограничимся описанием заката солнца. Солнце постепенно опускается все ниже и ниже к земле; повидимому, оно тускнеет расширяется и краснеет, при чем расширение кажется не равномерное, больше в стороны, чем в высоту. По горизонту расстилается чудная радужная окраска, закат горит, приплюснутый солнечный кружок тихо погружается за край горизонта, оставляя большое светлое пятно, окруженное радужными сияниями, различными, смотря по состоянию погоды: светлое пятно уменьшается, передвигаясь в сторону по горизонту вправо и, в то же время на противоположной стороне неба зажигаются звездочки и на месте утреннего восхода появляется не особенно большое темное пятно, расширяющееся по мере исчезновения света закатившегося солнца.

Звезд появляется все больше и больше; уже над местом заката засветились самые блестящие звезды или даже в лучах заходящего солнца засияет подвижная звездочка, планета «Венера». Появляются созвездия и звездочки различные в разное время года. Летом в конце июня, над местом заката влево появляется «Большая Медведица, вправо блестящая звезда Капелла. Большая Медведица по мере увеличения ночи подвигается вправо, вверх, двигаясь вокруг полярной звезды при этом влево от Б. Медведицы и ниже ее видна блестящая звезда «Арктурус».

Осенью, зимой и весной мы также найдем скоро Б. Медведицу, но только она будет в другом расстоянии от места заката и в другом положении.

Зимой мы найдем Б. Медведицу в стороне противоположной закату. Если же мы будем наблюдать это созвездие в один и тот же час, летом, осенью, зимой и весной, то будем видеть ее в самом различном положении, ручкой вправо, влево, вниз или вверх, считая всю фигуру Б. Медведицы ковшом (4 звезды) с ручкой (3 звезды).

Дети грамотные могут при пособии хорошего календаря, выписать из него для своего местопребывания (для данной широты) время всхода и заката солнца и луны, следить по часам за длиною «сумерек», т.-е. промежутка времени от момента заката солнца до появления звезд над местом заката; могут установить солнечные часы, вбив гвоздик на стене или горизонтальной доске; могут точно наметить точки Севера, Юга, Востока и Запада и т. д.



Облака и тучи



Тучки небесные, вечные странники!


Ребенок, видевший восход солнца, подметит особенности утренней зари, т.-е. постепенный переход от мрака ночи к свету дня, яркую окраску горизонта, постепенное исчезновение звезд и ему совершенно ясна будет причина дневного освещения: появление на небесном своде дневного светила — солнца. С появлением солнца на небе появляются облака, какие-то белые или серые туманные пятна, передвигающиеся, изменяющиеся по цвету и по форме.

Облака нужно указать ребенку в первый раз во время заката, когда они бывают чудно окрашены светом заходящего солнца, или во время дождя вдали, — тогда можно видеть идущую дождевую тучу и льющий из нее дождь. Если же с рассмотрением неба связать и возможность предсказания предстоящей погоды, то дети непременно сделаются усердными наблюдателями. Как известно, совершенно нет надобности, чтобы все предсказания оправдались, достаточно, если предсказания эти будут приблизительно верны.

В этом случае хорошим примером может служить простой народ, создающий и хранящий поговорки о признаках и приметах погоды. Так, напр.

  1. Сбежалися тучки в одну кучку — быть дождю.

  2. Солнце садится (вечером) в облако — другой день ненастный.

  3. Красные облака до восхода — к ветру.

  4. Красные облака при закате — к ветру и к ведру.

  5. Туман падает — к ведру; — подымается — к ненастью.

  6. С тумана либо роса, либо дождь.

Но можно дать предсказания более определенные, если внимательно следить за формой, цветом и скоростью образования облаков.

  1. Если летом, утро безоблачно, то можно ожидать к полудню сильного и быстрого скопления туч и даже крупного ливня с грозой во время от 4 ч. до 6 ч. дня.

  2. Дождевая, грозовая и с градом тучи отличаются так резко цветом и формой, что их появление на горизонте дает возможность предсказать наступление через 2 часа, самое позднее, предстоящей непогоды.

  3. Появление на небе тонких белых полос в виде бородки гусиного пера (облака перистые) указывает на наступление непогоды через сутки, если они появились на горизонте (на ЮЗ.).

Приучив ребенка глядеть и любоваться видом неба в разное время дня, в разное время года и в различную погоду, вы скоро заметите, что маленький наблюдатель быстро овладеет искусством прорицателя погоды.

Выходя утром около 9 ч. утра на открытое место, не мешает задать себе вопрос, какова будет погода и дети найдут ответ и сообщат не только замеченный признак, но нередко некоторые соображения, поясняющие предсказание. Они живо отличат «сухие облака от мокрых», подметят быстроту приближения дождевой или грозовой тучи.

Образование облака лучше всего наблюдать летом утром над лесом и над болотом. Если есть засеянные поля или вообще ровные, открытые, сильно согреваемые солнцем места чередующиеся с лесом, озером, рекой, то можно наблюдать около полудня интересное явление образования над лесом шли водой и исчезание, таяние, облака над открытым полем. Глядя пристально в ту сторону горизонта, где растет лес или находится вода, легко заметить беловатое пятно, которое постепенно растет, плотнеет, расширяется и... выйдя из пределов леса, над полем, тает, тускнеет и пропадает.

Дома такое образование облака можно видеть у самовара, в котором кипит вода. Облака пара выходят кверху из отверстий крышки, но не над трубой, где подымается кверху, горячий и сухой воздух. Пар, переходя над трубой, повышается и уменьшается.

Для образования пара нет необходимости иметь горячий самовар, даже в мороз можно видеть пар, если отворить форточку в окне, или, если дышать на морозе. Пар образуясь внизу у земли, вечером над рекой, болотом, после дождя, даже днем и нередко утром осенью или зимой делает воздух непрозрачным.

Уменьшение прозрачности воздуха до того, что затрудняется возможность различать отдельные предметы на весьма близком расстоянии, носит название тумана. Туман бывает мокрый, когда чувствуется сырость воздуха, и сухой — от дыма, гари, копоти, занесенной из весьма отдаленного места пожара лесов.

Туман вверху называют облаком: чем выше оно находится, тем определеннее его очертания. Самые высокие около 10 верст и даже 12, носящиеся над землей состоят не из пузырьков, как нижние, а из кристаллов воды, точно врезаны или вточены в небо, носят название перистых. Детям можно указать 3 главные формы, перистые, слоистые, кучевые.

Слои или пласты облаков видны обыкновенно летом к вечеру; слоистые — облака ночные, зимние; появление их во время дня указывает на наступление перемены погоды, пасмурности, дождя и ливня. К вечеру они обычно тянутся по горизонту, так низко спускаясь, что при закате прежде всего темнеют они.

Кучевые образуются утром, днем, в хорошую ясную погоду. Они плотнеют, увеличиваются в объеме до размеров громадных снежных гор с округленными вершинами и плоским основанием. Несутся они не высоко над землей, отличаются белизной и чудными цветами при закате солнца, оранжевыми, желтыми, красными, лиловым. Вечером и зимой они переходят в слоистые. Появление кучевых облаков весной служит указанием, что уже есть места земли, очищенные от снега.

Дождевое облако, готовое к тому, чтобы из него полился дождь, резко отличается цветом, плотностью и величиной. Цвет дождевого облака нужно видеть утром, днем и вечером, тогда можно запомнить этот особый оттенок паровых капель уже переходящих в капли воды. Оно так плотно, что закрывает свет солнца, движется довольно медленно, имеет такой тяжелый вид. Но есть еще особенность облака уже изливающего дождь: оно не бывает одиноко на ясном небе. Обыкновенно над ним можно заметить перистое облако, в виде белых, ярких пятен или полос.

Начиная от небольших клубков серой туманной тучки, проливающейся кратковременным дождем, дождевое облако может быть таких размеров, что закроет свет солнца на пространстве нескольких верст. Иногда приходится целый день ехать под дождем такого обширного облака. Даже на курьерском поезде из-под него не скоро выберешься. В такие пасмурные дни обыкновенно, во время приостановки дождя, если разорвется где либо плотная серая пелена туч ясно видна над нею ярко светлая пелена высоких облаков.

Вообще нужно заметить, что облака находятся на различных высотах и в весьма больших расстояниях одно от другого, о чем можно судить по их относительному передвижению — низкие идут скорее верхних — по окраске вечером во время заката: самые высокие дольше бывают освещены закатившимся солнцем, чем низкие.

Подметить передвижение облака очень легко, смотря на него из окна, тогда будет ясно перемещение относительно рамы окна. На открытом месте нужно следить за облаком над каким либо предметом, деревом, трубой на крыше и т. п. Уставив неподвижно голову и направив глаза в облако, нужно считать про себя; тогда достаточно просчитать 60, и вы заметите, что вся масса облака стала двигаться. Еще лучше наблюдать движение облака по отражению их в воде или в зеркале (в садах пригодны для этого зеркальные шары).

Облака движутся очень часто в разные стороны: верхние — в одну, нижние — в другую; обыкновенно под углом и при некотором внимании можно по расхождению направлений их судить о прекращении дождливой погоды.



Ветер. Буря



Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет.
То заплачет как дитя.


Пушкин


Дуют на горячий чай, молоко, охлаждая его для питья маленькому ребенку. При этом образуются маленькие волны на поверхности чая, отодвигающие к краям пузырьки пены от тающего сахара. Слово дуть рано получает определенный смысл в детском словаре. Малое дитя с интересом следит за дутьем на чай, раздуваньем огня ртом; само скоро научается дуть, т.-е. втянув в себя воздух, надув губы, пускать струйку воздуха, которая тушит свечу, раздувает уголь, охлаждает чай.

Тот же ветер, производимый ртом, двигает по воде бумажные лодочки и кораблики. Так дуют при свисте. Всякая пищащая игрушка снабжена приспособлением, производящим дутье посредством мехов, сжимаемых рукой, или резинового шара.

Махая ручкой, отгоняя докучливых мух, ребенок узнает способ производить ветер передвижением руки.

При беганьи вперед на открытом месте ветер дует в лицо, откидывает волосы. Особенно сильно дует в лицо при езде на лошади, на велосипеде, на железной дороге.

Таким образом рано очень узнаются причины, производящие ветер; а именно: сжимание воздуха, передвижение и наконец кажущееся движение воздуха при нашем собственном движении.

В комнатах встречаются еще приспособления для производства ветра: печь, камин, самовар; в топящуюся печь, камин всегда очень ощутительно дует; в самоваре, подобно тому как в трубе печки, летят прямо вверх угольки и дым. Тут явно ветер порождается теплом особенно хорошо можно заметить тем, кто бывал у костра, на открытом месте, там чувствуется ветер, образуемый притоком воздуха со всех сторон и видно поднятие дыма столбом вверх и в стороны. Обыкновенно при таких слабых комнатного происхождения ветрах говорят: тянет, сквозит, но редко употребляется слова: дуть и ветер.

Умея производить ветер в малых размерах, ребенок скоро замечает, что в комнате, в холодную погоду, особенно зимою, всегда дует из окна, из открытой форточки видно как воздух в виде струи пара врывается вниз в комнату или вылетает из комнаты вверх, т.-е. образуется ветер довольно больших размеров.

Вскоре, гуляя в ветряную погоду, ребенок познакомится с ветром не домашнего производства, который возникает не по вашей воле; прекратить его мы не в силах; приходится ребенка закрывать, укутывать или приучать идти «по ветру» а не против ветра. Но чтобы идти по ветру, нужно знать направление ветра, откуда идет и куда направляется ветер.

Направление ветра в открытом поле определяется вполне точно, если стать по ветру (спину подставить к ветру) так, чтобы одинаково дуло как в правое, так и в левое ухо для поверки можно смочить палец и вытянуть вверх, сейчас почувствуется охлаждение со стороны дующего ветра. Пуская летающие предметы, пушок, легкие бумажки, дети охотно следят за направлением движения ветра.

В местах застроенных домами, в улицах, переулках ветер изменяет свое направление, отражаясь от стен, образует на площадях целый круговорот, быстро вертящий пыль, появляется ветер, так сказать, не прямой, ломанного или кругового направления. Чем сильнее ветер, тем больше он привлекает внимание детей, они могут весьма точно определять силу ветра, отличать пять степеней силы: слабый, умеренный, свежий, сильный, буря, которые производят: колебание легкого флага, листьев, веток, ветвей (тонкие стволы), деревьев (толстые стволы). — Сила ветра бывает очень велика: он может сорвать крышу, опрокинуть воз с лошадью и т. п. поразительные явления надолго оставляют свой след в памяти наблюдавшего их ребенка. Сила зависит от скорости ветра, которая очень легко запоминается детьми, путешествовавшими много.

  1. Слабый ветер ощущается, в спокойную погоду, при ходьбе, беганье, езде на лошади.

  2. Умеренный — при езде быстрой на лошадях (больше 12 верст в час), на речных пароходах.

  3. Свежий — на обыкновенном поезде железной дороги.

  4. Сильный — на почтовом и курьерском поездах.

  5. Буря — очень сильный ветер, сбивающий с ног людей и животных.

Если дождевая туча несется ветром сильным (скорость до 35 до 40 в.), то на поезде курьерском, едущим по направлению можно подъехать под дождь и перегнать его; на обыкновенном, пассажирском, попав под такую тучу, придется ехать под дождем; при езде на почтовых, дождь нагонит едущего и перегонит.

Для большей определенности можно считать скорость ветра слабого 12 вер., умеренного — 24, свежего — 36, сильного — 48 в., бури — от 60 до 100 верст в час и больше. Сила ветра находится в такой зависимости от скорости: вдвое скорейший сильнее вчетверо; втрое скорейший — сильнее в девять раз.

Дети, живущие в деревне, могут заметить ту сторону, откуда обыкновенно дует более сильный местный ветер, откуда приносит ветер по преимуществу дождь, ливень и грозу.

Также могут заметить возникновение ветра в тихую, ясную погоду на местах открытых, возвышенных. Тихо, спокойно в воздухе, солнце усиленно нагревает землю; более высокие и открытые места согреваются сильнее, более низкие и закрытые зеленью или лесом мало подвергаются нагреванию солнцем. Посидите несколько минут и вы тотчас заметите порыв легкого ветерка, дующего из более холодного места к теплому. На берегу реки, озера или на опушке большой рощи можно наблюдать дневные ветры, называемые бризы: утром дует ветерок от воды, из лесу, вечером и ночью — к лесу, к воде.

В высшей степени эффектное зрелище представляет гроза, особенно ее приближение: среди полной тишины в воздухе вдруг начинает дуть сильный ветер, по направлению к темному облаку, надвигающемуся издали: облако плотное, темностального цвета, постепенно растет, расширяется и, надвигаясь над головой, занимает весь свод небесный; при этом появляются белые облачка, которые, быстро двигаясь по темному фону тучи, сближаются и дают молнию, сопровождаемую громом. Молния бывает видима в виде быстро промелькнувшей светлой ломаной линии или плоско освещающей целый ряд облаков. Гром бывает с раскатами, всегда следует несколько секунд после молнии. Считая время, протекшее между молнией и громом, можно судить об удалении грозы. Для счета полезно приучить себя по часам считать равномерно, говоря про себя: один, два, три и т. д....; так просчитав от молнии до грома 10, можно предполагать грозу на расстоянии 1 версты; 20 — 2 версты и т. д. При ударах просчитать не удастся ничего. Если же счет дает большие и большие числа, значит гроза удаляется.

Молния без грома есть отражение отдаленной грозы, называется «зарницей». Гром без молнии бывает в тех случаях, когда кругом плотные тучи, закрывают молнию, происходящую в верхних облаках.



Дождь



Дождик, дождик перестань
Мы поедем на Иордань....


Дети очень любят дождь и снег. Подолгу глядят они на падающие капельки, на водостоки, на летающие звездочки снеговые. Чем меньше ребенок, тем больше внимания привлекает его это необычное явление природы, прерывающее прогулку. Очень охотно ребятишки мокнут под дождем и с особым удовольствием бегают по лужам. Первое знакомство с водою, падающею с неба, надолго запечатлевают в памяти ребенка основные свойства всякой жидкости:

  1. капельно-жидкое состояние,

  2. текучесть,

  3. смачиваемость.

Лужи и потоки, просачивание в виде ключей осваивают с мыслью, что вода колодцев, рек и озер сохраняется в них подобно тому, как сохраняют дождевую воду в бочках.

Резко отличается ливень во время жаркого лета от мелкого, затяжного дождя осенью или весной. Ливень льет как из ведра, крупные капли быстро сливаются в одну струю; он продолжается не долго и дает большие лужи и потоки. Мелкий дождь, по большей части, льет долго и смачивает землю и платье, не сливаясь в виде быстрых потоков.

Если дождь падает в городе, направленный отводящими желобами с крыш на землю, то можно заметить силу падающего дождя, так называемую живую силу падающей капли. Ведь что весит капля сама по себе — весьма ничтожный вес; но падая одна за одной она может продолбить камень.

Собираясь в бурные потоки, эта сила ниспадающей с высоты воды производит размывы, глубокие рвы, рвет плотины и иные преграды.

Если же местность не отлогая, вода дождевая скопляется в виде лужи; прекрасное развлечение для пускания корабликов, лодочек, щепок; для устройства островов, каналов, мостов. По окончании дождя лужа уменьшается, просачиваясь в землю, оставляя грязь, или испаряясь медленно в воздухе.

Дождь падает редко прямой сверху, обыкновенно вкось, так, что легко можно найти место у забора или стены дома, где можно укрыться от дождя.

Наклон дождя, как легко можно заметить, зависит от ветра внизу у земли или вверху двигающего дождевую тучу.

Очень интересно видеть дождь вдали на горизонте в виде темных полос, нисходящих из тучи на землю; можно подметить движение дождевого облака и даже иногда наблюдать такое явление, что направо льет дождь, а налево совершенно сухо.

Нередко на каплях уходящего дождя после полудня или утром можно видеть радугу или ее части, также можно заметить и радугу двойную, которая несколько более тусклее чем верхняя и цвета идут в порядке обратном первой.

Цвета радуги следует запомнить в их последовательном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Некоторые из них в отдельности можно видеть при закате солнца, разлитыми по всему горизонту.


Свет


Как всегда, ребенок знакомится со свойствами, изучая предметы, в которых эти свойства замечаются. Прежде всего обращают на себя внимание предметы освещенные и не освещенные ночью, вечером. Оказывается, что есть предметы светящие, напр., свеча, лампа и не светящие, но освещаемые. Для того, чтобы увидеть присутствие вторых, нужно прибегнуть к содействию первых, зажечь спичку, свечку или лампу. На прямой линии, соединяющей освещенный предмет с источником света, не может быть помещено тело, мешающее распространению света; следовательно, порождаются новые понятия: предметы прозрачные (стекло) и непрозрачные (железо). Свет свечи, встретив такое препятствие на своем пути к освещаемому предмету, не обходит это препятствие, уклоняясь в стороны, а проходит сквозь него или им задерживается. Если в ширмах или перегородке есть отверстие, то свет виден из них по прямому направлению. Особенно интересно наблюдать свет солнца, проникающего сквозь щели ставни в, комнату.

От щели идут прямые светлые лучи солнечного света, которые могут быть отклонены в стороны, встретив на пути своем отражающую или преломляющую поверхность.

Также можно видеть лучи солнечного света летом, во время облачной погоды утром или не особенно поздно вечером, если облако закрывает только самое солнце, тогда лучи из за облака расходятся в виде светлого веера во все стороны, вверх, вниз и в стороны. Такие большие, светлые полосы, очень часто бывают при прекращении дождя, в стороне нахождения солнца, светлые полосы, чередуясь с темными промежутками, сходятся в одном месте, закрытом облаком, явление это и носит название «иззаоблачного сияния». Особенно красиво освещение производимое солнцем при закате: тогда можно сразу видеть облака толстые, непрозрачные, темные, желтые или белые, освещенные непосредственными лучами солнца и темно-серые, фиолетовые, освещаемые светом, отраженным от других облаков.

Отражение можно наблюдать на поверхности воды реки, озера, лужи; очень интересно следить за отражением луны в лужах, при этом ясно замечается, что расстояние изображения луны от наблюдателя меняется по мере повышения или понижения луны. При наблюдении отражения предметов земных, можно более точно определить эту зависимость: а именно изображение, отражаемое на поверхности, отстоит в одинаковых расстояниях, если отражаемый предмет находится на высоте роста наблюдателя; если высоты их различны, то отражение получается ближе к меньшему: если предмет наблюдаемый вдвое (или втрое) выше наблюдателя, то изображение его в воде будет находиться от предмета в расстоянии вдвое большем, (втрое), чем от наблюдателя.

Отражение в зеркале дает возможность проверить замеченное соотношение, кроме того, зеркало производит интересный, оптический, обман зрения, если поставлено, против угла комнаты, гладкой стены. Кажется, что угол или стена не отражены, а действительно существующие. В особенности интересно отражение в стенных зеркалах дверей противоположных; так и хочется пройти в отраженную дверь. Еще более интереса представляет отражение зеркал поставленных под углом, дающих несколько изображений и, наконец, поставленных параллельно одно другому.

Можно, при наблюдении отражения в зеркалах, показать, что, приложив палец к стеклу, всегда можно заметить толщину зеркального стекла, по расстоянию, на котором будет находиться отражение от пальца.

На стенных зеркалах можно видеть, что луч света попадающий на зеркало отклоняется от прямого своего направления больше, если падает под большим наклоном и меньше, если попадает под меньшим наклоном.

Отклоняясь от прямого направления, луч, как говорят, преломляется. Такое преломление всегда замечается при рассматривании предметов в воде, они всегда кажутся приподнятыми со дна. Даже прямо можно видеть на ложке, поставленной в стакан чаю, она кажется надломленной в месте, соприкосновения с водой.

Абажур лампы на письменном столе дает ребенку представления об отражении целой массы световых лучей, направляемых в определенное место, на книгу или бумагу. При этом замечается свойство поверхности отражающей, гладкость, полированность, зеркальность.

Зеркальная поверхность отражает всю лампу, источник света; гладкая светлая поверхность отражает свет рассеянный.

Днем, рассеянный свет во время пасмурной погоды, когда солнце скрыто облаками; светло, но пасмурно. Ровный, спокойный свет дневной пасмурной погоды дает очень слабые тени, по которым можно догадаться где скрывается солнце: на то место неба где находится солнце смотреть больно.

Свет солнца пробивается через более тонкие облака и рассеивается во все стороны, отражаясь от других облаков.

Такими наблюдениями уясняется разница между светом рассеянным и лучистым, идущим лучами.

Экран у свечи и камина задерживает лучи света, дает тень. Различной степени прозрачности экраны показывают различную проходимость света сквозь различные поверхности.

Прозрачные тела, как стекло, различно пропускают свет, в зависимости от их поверхности. Стекло матовое и отражает и пропускает хуже гладкого, шлифованного стекла.

Если стеклу придана граненая форма, т.-е. есть углы, то стекло пропускает его и разлагает на радужные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мыльные пузыри дают случай видеть эти цвета в определенном последовательном порядке.



Термометр


Во всех описаниях мы старались давать только то, что дает внимательное наблюдение совершающихся вокруг ребенка явлений, что может возбудить интерес, породить вопросы, на которые нужно уметь ответить, так как они должны быть усвоены и разъяснены во время детства. Мы избегали опытов и всяких искусственных пособий и приборов употребляемых для более точного изучения явления, до которого еще далеко только что начинающему мыслить маленькому наблюдателю. Мотивируя подробно в введении причины, по которым мы так поступаем, сделали оговорку, что можно пользоваться и пособием научных приборов, но только как отдельными предметами наблюдения, поясним подробнее на одном из таких приборов, что следует разуметь под нашими словами: приборы — как отдельные объекты наблюдения.

Во всяком образованном обществе имеются некоторые научные приборы, которые вошли в обиход обыденной жизни, как и другие орудия цивилизации: напр. самовар, утюг, часы, электрический звонок, телефон, термометр, барометр и т. п.

Каждый из таких предметов заслуживает изучения и, действительно, изучается ребенком весьма основательно. Обратите внимание как самый маленький ребенок интересуется в самоваре, шумом кипящего самовара, движением пара, устройством крана, нагреванием стенок. Процесс раздувания, постановки самовара очень занимателен — один из самых интересных подарков маленький самовар. Его будут без конца кипятить, чистить.

Также в обиход семьи уже вошел термометр медицинский, ванный, или оконный. Ребенку следует показать термометр, указав на то, что внутри его проходит блестящая полоска, блестящий червячок, живого серебра (ртути). При согревании рукой видно как растет, удлиняется блестящий столбик и занимает все больше и больше места в трубке. Обыкновенно на градусниках медицинских стоит красная черточка при числе 37°, которая решает весьма важные вопросы жизни для маленького человечка: лежать-ли в постели или можно встать; кушать пирожное или оставаться на овсянке: идти гулять или сидеть дома.

Встряхивание термометра или махание рукой, отгоняющее указатель к шарику, также дает полезное сведение о движении круговом развивающем центробежную силу подвигающую указатель. Прикладывая его к разным частям тела, можно подметить некоторую разницу скорости нагревания.

Ванный термометр бывает оправлен в дерево, жесть или без оправы; прикрепленный к шнурку он кладется в ванну или спускается в реку перед купаньем. На нем деления нанесены крупные, отчетливо и заметно, так, чтобы их можно было читать в воде. При вынутии из воды показания его быстро изменяются, ртуть понижается или как говорят: «термометр падает». При разбавлении горячей водой, можно заметить, что вверху располагается более горячий слой, чем внизу. Можно приучить руку, особенно локоть, к определению температуры ванной, но при этом термометр, контролируя, укажет наши ошибки, происходящие от различного состояния нашего здоровья.

Если в термометре стоит вверху число 80 R или 100 С., то можно употреблять его для показывания детям температуры нагревания воды, молока, чаю. Можно опускать в кипяток, указывая на то, что как долго не кипяти, указание термометра не меняются.

Кроме медицинского, при выходе на улицу, обыкновенно заглядывают еще и на оконный термометр, по указаниям которого детей кутают и обвязывают шарфом, платком, одевают теплые чулки, гамаши, калоши. Дети вообще не любят кутанья, стесняющего свободу движения и потому скоро захотят узнать об этой особенной дощечке, указывающей состояние погоды на улице. Раз такой вопрос пробудился, тогда дайте ребенку самолично смотреть термометр. Он взглянет на него и в мороз, и в оттепель, в теплую погоду. Особенно школьники следят за морозом, если при известном числе градусов учение прекращается. Так легко ребенок узнает значение чисел ниже и выше нуля, и значение самого нуля — тает, ниже нуля — мерзнет; выше нуля — тепло.

При этом можно обратить внимание, что снег, падая при 0, тотчас тает, при морозе больше 12 градусов не падает снегу.

Следя за термометром в течение дня, можно видеть так называемый «дневной» ход температуры, наибольшую температуру после полудня через один или 2 часа, наименьшую перед восходом солнца; повышение с утра и понижение к вечеру.

Около 9 ч. утром и вечером указания термометра одинаковы и если замечена разница, то это указывает на предстоящее изменение погоды. Напр., утром мы видели в 9 ч. утра 10°, вечером должно быть 10°, если же меньше 100 или больше, то значит погода меняется на завтра.

Быстрое изменение термометра на 2 или на 3 градуса укажет на быстро наступивший ветер.

Можно воспитать привычку смотреть на оконный градусник ежедневно, тогда можно заметить особенности температуры в разные времена года.



Заключение


Я дал образцы того, что может узнать ребенок, старался при этом кратко и сжато перечислить те основные сведения о природе, которые должны быть усвоены до начала школьного ученья: но не окончил своего труда, оставив еще многие области знаний не затронутыми, но которым у меня имеется заготовленный материал для детских наблюдений. Меня охватил страх при мысли, что мои усилия приведут к нежелательным последствиям: что найдутся люди, которые, прочтя мою статью, создадут особый курс «детской энциклопедии», которую заставят изучать до поступления в школу.

Детей станут пичкать сообщением научных сведений, станут мучить их во время отдыха, игр и прогулок, останавливаясь на явлениях ребенком не замечаемых, разъяснять вопросы, еще не народившиеся в уме ребенка, может быть, найдутся и такие, что будут хвастать обширностью познаний ребенка, внедренных в головы детей при содействии опытного учителя, но не приобретенных свободно и самостоятельно.

Дети питают отвращение к пояснениям и рассуждениям, которые нужно выслушивать, да еще повторять и заучивать, как попугаи. Подвижная натура здорового ребенка требует деятельности; ум занят больше всего тем, что указывает острое зрение, чуткий слух, тонкое осязание; спрашивает ребенок коротко и только в крайних случаях, и чем короче ответ словесный, чем больше предлагается наблюдений, отвечающих вопросу, — тем лучше.

Нужно обставить жизнь ребенка так, чтобы он мог наблюдать и замечать достойное внимания. В известной обстановке, ум ребенка, как губка, всосет известные сведения; в иной обстановке — иные: в памяти ребенка останется все то, что закрепляется средою, в которой живет ребенок, т.-е. жизнью окружающего общества людей к нему близких. Подберите подходящую среду сверстников, живущих здоровою жизнью и закрепите в уме таким образом, а не ученьем, первые, основные сведения о явлениях природы.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок ко времени поступления в школу не потерял интереса к наблюдению, к исследованию и к приобретению новых сведении о природе.

Скачать брошюру: 47_izuchenie_prirody_malymi_detmi.pdf [2,95 Mb] (cкачиваний: 82)

П. А Литвинский
Дозволено цензурою. С.-Петербург. 1 июня 1902 г.


Категория: Дети и их воспитание   Автор: Энциклопедия семейного воспитания и обучения


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*