Господа, учите русский язык! Пожалуйста!

Господа, учите русский язык! Пожалуйста!

Население страны научили писать и читать, понимая, что грамотность - это путь к свободе. И вроде бы, мы эту проблему одолели давно - читать и писать теперь умеют все. Но как, на каком языке? На смеси русского, английского и еще не пойми какого?

Жуткие речи достанут везде, и нет никакой на них службы контроля! А ведь когда-то, в начале прошлого века, борьба с неграмотностью в России была делом государственной важности… Еще в недавнем прошлом язык радио и телевидения считался эталоном, лучшие дикторы всесоюзного вещания были народными артистами СССР с отличным произношением и живой правильной речью.

Россиян надо учить. Библиотекари, филологи - лингвисты, вузовские и школьные преподаватели русского языка взвалили на себя просто непосильную ношу. Они хорошо понимают, что активное использование новояза уводит нас от русских корней, урезает мышление и воображение.


Неграмотный юзер - тот же лузер


«По работе» мне приходится читать достаточно много текстов наших местных поэтов и прозаиков. «Автор, выпей яда! Или пойди и застрелись!» - так и хочется сказать некоторым «писателям», которые портят русский язык и великую русскую литературу, выступая с сомнительного качества опусами, гордо именующимися произведениями. Эти тексты издаются за свой счет, нет никакой литературной обработки - авторы экономят на корректорах.

Понятно, что простые обыватели по лености своей к нормам русского языка относятся небрежно, то и дело произносят слова «звонит» и «квартал» с ударением на первом слоге, но писатели - то должны писать грамотно и быть властителями дум!

Я подумала о том, что ввиду нашей тотальной неграмотности в телерадиоэфире тоже звучит искаженный язык. Мне стыдно за холеных дикторов, которые, по идее, должны бы служить эталоном произношения.

Сказал кто-то в первый раз «озвучить» - и пошло гулять это лихое словцо в безбрежном океане не только телерадиоэфира, но и в печатных СМИ - тоже. Термин, имеющий отношение к наложению звука на пленку, начал употребляться в значении «сказал».

Как цунами, ворвался в наш язык «креатив», вытесняя прекрасное слово «творчество» А пахнущий большими деньгами «гламур» ? Это словечко отражает целое направление в желтой прессе, является «лицом» показательно-буржуазного образа жизни, который так усердно пиарят журналисты.

Без слова «пиарить» теперь вообще никто не может ни бодрствовать, ни спать спокойно. От «связей с общественностью», затем - к рекламе - одна дорожка - «пиар».

Слово «контент» вообще выскочило, как черт из табакерки, оно заменяет слово «содержание». Это термин - из социологии, формально содержание изучается методом контент-анализа. И ведь это не только смена слов, понятий, но и самого содержания, в котором все активнее начинает доминировать пустое развлечение.

Или вот еще словечко - «формат». Теперь отстаивать культурное наследие русской литературы - неформат, писать для души, а не для развлечения - неформат. Этот термин пришел из радиовещания и означает он концепцию радиостанции, концепция имеет целый набор признаков. В обыденной речи это слово стали употреблять в значении «рамки».

Все эти слова - штампы, они заметно обедняют речь, обедняют язык, наносят ему содержательный урон. Мы начинаем жить в каком-то извращенном речевом формате, в котором не поощряется тяга к ярким, выразительным словам.


Мы - свободные люди!


Так почему мы с легкостью соглашаемся с создателями словарей, в чьем ведении и находятся строгое соблюдение и инспектирование норм? Почему они с такой легкостью идут на поводу у лениво-малограмотной части населения и пытаются приравнять к эталону «привычное» для этой части словоупотребление, вместо того, чтобы охранять русский язык от искажений?

Теперь по их милости мы будем подписывать «дОговор», встречаться с читателями «по средАм», закусывать «йогУртом» и пить чернОе кофе. Нам пытаются внушить, что так правильно потому, что стало общеупотребительным. С такой ли скоростью должны меняться словари?

И почему я, библиотекарь, должна соглашаться с этими скороспелыми нормами?

Вы только послушайте, о чем говорят филологи! Они говорят о том, что идет идеологическое наступление на национальную культуру, ее языковые традиции.

И ведь они правы - все это вроде бы фоном, обыденно и привычно, все происходит на наших с вами глазах. Но это обманчивая простота!

Хочется верить, что все вернется на круги своя, речь людей станет грамотнее, правильнее, люди будут читать. Воспитание грамотного человека без литературы, без книги невозможно.

Библиотеки могут очень помочь в этом.

Светлана РОССИНСКАЯ, библиотекарь-библиограф, заведующая библиотекой "Фолиант" (г.Тольятти)
http://www.rospisatel.ru/rossinskaja.htm


Категория: Языкознание

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
22 февраля 2012 22:23 | #1
-1
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Тут вроде не Господа собрались. В целом статья не плохая. Есть о чем подумать...
Но вот с этим:
так и хочется сказать некоторым «писателям», которые портят русский язык и великую русскую литературу, выступая с сомнительного качества опусами, гордо именующимися произведениями. Эти тексты издаются за свой счет, нет никакой литературной обработки - авторы экономят на корректорах
не согласен и согласен одновременно. Экономия это коммерция пусть и пожинают свою экономию.
... но кое что может обойтись без корректоров, если это Автор.

<
  • 516 комментариев
  • 12 публикаций
23 февраля 2012 10:13 | #2
0
  • Регистрация: 25.03.2010
 
Писалось про те вываленные "произведения" с грамматическими и пунктуационными ошибками, которые даже не редактируются, а народ глотает их стопками. Видимо не хочется напрягать мозг на нормальной литературе, читают, чтобы убить время...

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
23 февраля 2012 11:45 | #3
+1
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Хочется верить, что все вернется на круги своя, речь людей станет грамотнее, правильнее, люди будут читать.
Так верьте! Хотите - верьте... что само собой рассосется, что все вернется назад, что "все мы будем счастливы,когда-нибудь Бог даст"... Сами-то ни на что уже не способны? Только хотеть и верить?
Воспитание грамотного человека без литературы, без книги невозможно.
А кому это нужно? Воспитание грамотного человека? Государству? А зачем?...
***
В свое время на глаза попалось открытое письмо преподавателя русского языка и литературы: "Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом....".
Привожу тут его полностью, по-моему оно того достойно и к месту.

С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы. Ищу работу. Какую? Да любую осмысленную: в любой коммерческой фирме, социальным работником. В конце концов, в юности меня очень привлекала работа санитарки в больнице: мытье полов, судна, добрые разговоры с больными людьми. Все это - гораздо более ценно, чем то, что на сегодняшний день мне предложило государство.

Не могу сказать, что я неудачно работала 13 лет. В конце девяностых на моем счету было более 20 победителей городской олимпиады по литературе, интегрированные научные исследования, работа в районной олимпиадной комиссии, в серебряной и золотой медальных. Один из тех учеников - в 27 лет дипломат в Польше. Это мой ученик, с которым в десятом создавалось научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищалась каждая строчка, каждая речевая ошибка в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль - он тогда был у большинства моих выпускников.

В 2005-м отксерокопировала все сочинения, написанные выпускниками на последнем в нашей истории письменном экзамене по литературе. Дала почитать коллегам. Храню.

В 2008-м в последний раз провела устный экзамен по литературе. Последнюю консультацию отсидели до последней минуты, бегом побежали репетировать спектакль к последнему звонку. Помню этот момент.

Не могу сказать, что сейчас у меня нет достижений. По-прежнему девятиклассники учат 20 стихотворений Пушкина, одиннадцатиклассники - 30 шедевров лирики 20 века, по-прежнему удается уговорить прочитать хотя бы тома 2 из «Войны и мира» Толстого, по-прежнему читаю сочинения. Но это мои собственные достижения, достижения моей личной воли и ответственности.

Когда держу в руках вымученные страницу-две сочинения сегодняшнего выпускника, оправдываюсь, почему я работаю в школе до настоящего момента, таким образом: государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием ее граждан. Для этого оно обеспечивает школьникам шесть часов литературы в неделю (именно столько у меня сейчас в 10-11 классе), а я должна проявить усилие, и прочитать и осмыслить с детьми все, что было наиболее ценно в великой русской культуре 19-20 веков. И пусть с 2008 года у государства нет цели проверить результаты моей работы, почему-то ему это с 2008 года оказалось не нужно, я все равно работаю как раньше, когда были экзамены, и назначаю эти экзамены сама.

И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Ее можно выбрать, а можно - только предмет русский язык для подготовки к ЕГЭ. Что это означает лично для меня? Просто то, что смысл моей работы утрачивается. Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить , выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка, больше не нужен государству как обязательный. Значит, государство открыто заявило: ему больше не нужны личности. А я в свою очередь не хочу работать на такое государство. Если гуманитарное образование еще нужно некоторым родителям, они должны понять: государственная школа здесь больше ни при чем, она фактически отказалось от воспитания свободных граждан своей страны. Отказалось от единственного существовавшего до сих пор реального механизма такого воспитания.

Мне скажут: а ведь все Ваши ученики выберут именно литературу, а как же Ваш опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку! Как же дети будут поступать? Остался предмет, который будут обязательно выбирать - русский язык!

Здесь все просто. Я не хочу, чтобы выбирали меня и мое преподавание, я хочу, чтобы знание основ русской духовной культуры, сконцентрированное прежде всего в литературных произведениях 19 -20 века, было обязательным для ученика российской государственной школы, если уж в стандартах поставлена цель воспитания гражданина.

Преподавание литературы было для меня все последние годы оправданием уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Я вела русский только потому, что была возможность преподавания литературы. Я на самом деле считаю преступными и свои результаты на протяжении 5 лет в среднем по классу ( всегда больше 70%), и получение моим учеником (отнюдь не самым сильным) 100 баллов на ЕГЭ по русскому в 2010 году. Сначала пыталась удержать принцип: давать знания о законах языка, воспитывать грамотность, а не готовить к тестам. Сейчас стало понятно: старые принципы нивелируются вполне, уроки постепенно превращаются в дрессировку на знание основных понятий и правил.

Если речь идет о сочинении-рассуждении (задание С к ЕГЭ), можно говорить не о знании языка, а об уродовании его. Когда требую написать сочинение-рассуждение (часть С), прекрасно понимаю, что совершаю настоящее преступление. Одно только массовое прочтение убогих, противоречивых, с плохой композицией текстов, зато несущих «духовно-нравственное» содержание, убивает способность мыслить. Ученики очень часто впадают в получасовой ступор, когда знакомятся с опусами для задания С к ЕГЭ. А ведь еще нужно их заставить выполнить работу по четким критериям: основная идея, комментарий, авторская позиция, личная позиция, аргумент!!! Попробуйте объяснить школьникам, зачем это необходимо? Я не хочу лгать, и говорить детям правду о новой действительности тоже больше не хочу.

- В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся.

- я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.

- Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания.

- Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.

- Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор.

- Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры.

А родители должны понять, что культура их собственного ребенка - это с введением новых государственных образовательных стандартов старшей школы только их задача, и ничья более.

--------------------

<
  • 161 комментарий
  • 7 публикаций
24 февраля 2012 10:08 | #4
0
  • Регистрация: 9.12.2011
 
Elol!
Огромное спасибо за открытое письмо Учительницы и Человека и Гражданина (все с большой буквы)

<
  • 55 комментариев
  • 0 публикаций
24 февраля 2012 14:21 | #5
0
  • Регистрация: 5.04.2010
 
язык живой - он изменяется и не может быть статичен, уверен, что многие сегодняшние классические нормы шокировали бы жителей 19го века.
так что думаю все не так трагично.

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
24 февраля 2012 15:02 | #6
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: Elol
- Я не хочу работать по стандартам,

По существу с письмом согласна, но позиция ухода мне чужда.
Учителям всегда было трудно преодолевать стандарты. А они были всегда. А произведения дорогого леонида ильича не приходилось учить, видимо. А учить наизусть содержание партсъездов (главное, искусственное) не приходилось?
Выход вижу не только, в семейном воспитании и обучении. Но и в стремлении в пределах заданных объемов и программ, преподавать Русскую литературу.
Да, но вот, часов (уроков) не хватит для прожитья.

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
24 февраля 2012 15:31 | #7
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
есть понятие экстернат. И если собрать крепкий коллектив учителей, независимых от школы, то можно своим детям дать такое образование, о котором мало кто даже подозревает. Другое дело, что этим надо заниматься, и не просто заниматься - положить на это жизнь. Но да, на обычное прожитие времени уже не останется.
Находясь в системе исправить что-либо не просто проблематично - это нереально. Тут жизни не хватит. Сестра участвовала в создании нового учебника. Вот, недавно издали его. Одна загвоздочка - участвовала она еще когда студенткой была, а сейчас вот - год уже как на пенсии... Как думаете - акутален такой учебник?... Малейшее отступление от программы - это скандал и бан, нередко пожизненный...

--------------------

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
24 февраля 2012 15:53 | #8
+2
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Да, это всего лишь означает, что Русскую литературу можно перевести в сферу дополнительного образования. Ну, как музыкальное, художественное образование.
Тут опять уже вопросы экономические встают.
Фактически, постановка вопроса такая, что безплатно даётся минимум. Остальное - платное. И специально организованное. Не для всех доступное. То есть, опять, способствует социальному расслоению.
Цитата: Elol
этим надо заниматься

Конечно. И профессионально. Тем же хорошим учителям литературы, методистам. И ещё, важно, что бы был спрос.

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
24 февраля 2012 16:12 | #9
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Цитата: Urtica
Да, это всего лишь означает, что Русскую литературу можно перевести в сферу дополнительного образования. Ну, как музыкальное, художественное образование.

Получается что так.
Цитата: Urtica
Тут опять уже вопросы экономические встают.

Да. Но нет нерешаемых проблем. Если их, конечно, решать.
Цитата: Urtica
И ещё, важно, что бы был спрос.

вот это - самое важное... государственного спроса на это просто нет. Зачем им нужно образование - люди просто и сами порой не знают - в основном они уверены, что образование нужно чтобы хорошо устроиться на работу...
Так что - начинать надо именно с формирования (увы! именно - формирования....уже - формирования!) именно спроса. Поспрашивайте знакомых - что им дало образование? Уверена - ответы будут просто ошеломляющие...

--------------------

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
7 августа 2012 15:02 | #10
-1
  • Регистрация: 12.03.2012
 
Думаю, что наш богатейший язык давно "зарезали", начиная с династии Романовых.С тех времен и до сих пор мы говорим и мыслим так, как указано в протоколе сионских мудрецов. Вот вернуться бы к истокам настоящего русского языка, живого, образного... Но кто его помнит и знает? Не пушкинского даже.

<
  • 160 комментариев
  • 11 публикаций
7 августа 2012 21:47 | #11
0
  • Регистрация: 20.02.2012
 
оптимист учит английский,
пессимист учит китайский,
и только реалист тщательно чистит автомат калашникова.

реалиста можно на патриота заменить, тоже нормально получится.

--------------------

<
  • 100 комментариев
  • 1 публикация
7 августа 2012 23:52 | #12
0
  • Регистрация: 7.04.2012
 
Цитата: tg19-55
Но кто его помнит и знает?

ну видимо Зог сохранило себе на память версию

<
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
8 августа 2012 13:47 | #13
+1
  • Регистрация: 4.08.2012
 
Народ, наши славянские языки - это чудо, которое ПРЕНЕПРЕМЕННО хранить нужно! Или что оставим потомкам нашим? Генную память, которую уже и так затирают, и всё?
Очень давно письма почти не было. Не нужно было, т.к. всё передавалось сказами, былинами да песнями. Но! - это был развитый язык!!! Несущий в себе ВСЁ! Наш язык, который есть и история, и знания, и вибрации Вселенной!
Нету ни одного другого на всей Земле!


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*