Перуница

» » Деревянное зодчество Карелии

Деревянное зодчество » 

Деревянное зодчество Карелии

Деревянное зодчество Карелии

Перед советскими зодчими стоит важная задача — привнести в отечественную архитектуру черты индивидуальности, непохожести, подчеркнуть ее местные национальные особенности. Естественно, что эту задачу нельзя решить без проникновения в сущность архитектурного наследия, без глубокого понимания тенденций и особенностей развития зодчества прошлых эпох, чтобы, не вставая на путь поверхностного подражания и стилизаторства, рассказать языком современных архитектурных форм о созданной предками красоте.

При определении дальнейших путей развития современной архитектуры Советской Карелии вполне закономерно желание обратиться к опыту карельского народа, тем более что народное деревянное зодчество карел еще недостаточно изучено и довольно распространены сомнения относительно его национального характера.

Задача настоящей книги — наметить общую картину формирования и развития деревянного зодчества на территории Карелии на основании натурного изучения памятников, проведенного автором в период с 1950 по 1970 г., привлечения литературных и архивных источников (подборку архивных документов по культовой архитектуре Карелии, часть из которых публикуется впервые, выполнила В. Ф. Хеглунд).

В хронологическом отношении рассматриваются постройки до конца XIX — начала XX вв., когда в результате общего кризиса Российской империи народное искусство пришло в упадок. Ранняя граница рассматриваемого периода, определяемая главным образом существующими сооружениями, довольно условна, так как устойчивость традиций и относительная неподвижность крестьянского быта до Октябрьской революции обусловливали длительное сохранение архаичных типов построек или отдельных архитектурно-конструктивных решений.

Если читатель проявит интерес к памятникам народного искусства Карелии, почувствует их прелесть и поймет основные особенности и закономерности их развития, задачу настоящей книги можно будет считать выполненной — интерес к памятникам, ощущение и понимание их красоты не могут пройти бесследно и, в конечном счете, должны принести практические плоды.

Материальная культура любого народа, неотъемлемой частью которой является архитектура, в результате контактов этого народа с соседями неизбежно приобретает различные наслоения. Это можно сказать и о культуре карел, в которой из-за специфики исторического развития края прослеживаются черты вепсской, финской, саамской и особенно сильно — русской культуры.

Уже в XI в. карелы были связаны со славянами, а первые переселенцы из новгородских земель и с Верхнего Поволжья оседали в Обонежье и Поморье. В XII в. часть территории Карелии вошла в состав Новгородской феодальной республики, а в XV в. Карелия вместе с Новгородом влилась в Русское государство, в рамках которого окончательно сформировалась карельская народность.

К XIX столетию восточная часть края имела преобладающее русское население, в то время как западная часть была заселена карелами (граница между территориями с русским и карельским населением к тому времени проходила примерно по линии современной Октябрьской железной дороги). Но и население западной части края было неоднородно по своему составу. Так, юго-восточную часть Прионежья, в окрестностях Шелтозера, заселяли немногочисленные вепсы — потомки некогда могучего племени веси. В результате общения древних вепсов и карел образовались две этнолингвистические группы — приладожские карелы (ливвики) и прионежские карелы (люди-ки), заселяющие юго-западную часть края. Средняя и северная Карелия была заселена собственно карелами, которые, по словам Р. Ф. Тароевой, в процессе своего расселения «столкнулись с редким, но чрезвычайно самобытным по своей культуре лопарским населением и ассимилировали его» .

Разделение карельского народа на собственно карел и южных карел (ливвиков и людиков) предопределило некоторые различия в их культуре, обусловленные более сильным русским влиянием на юге Карелии и культурными контактами с соседними народами: с вепсами — на юге, с лопарями, а позднее финнами — на севере. Но общение между карелами облегчалось общностью происхождения и связанной с ним общностью языка, что в конечном счете обусловило культурную общность карел. И точно так же «как ни сильно было русское влияние, оно не вело к обрусению карельского народа, сохранившего в последующие века и свой язык, и свою культуру».

Большое значение для формирования деревянной архитектуры Карелии имели особенности экономического развития края: интенсивная хозяйственная жизнь Обонежья новгородских времен (XI— XV вв.), угасшая после присоединения к Москве в результате смещения на восток основных торговых путей, вновь оживилась в начале XVII в. в связи с развитием здесь металлургической промышленности. Позднее, во второй половине XVIII в., сохранению относительно высокого уровня экономики в крае способствовала торговля преимущественно лесом и продуктами морских промыслов. Затем, начиная с первой половины XIX в., в период разложения крепостнического строя, Карелия постепенно превратилась в отсталую окраину России — здесь из-за бездорожья и низкой плотности населения развитие капитализма происходило относительно медленно.

Такова общая картина экономического развития края. Однако необходимо сразу же оговориться — различные части Карелии развивались с разной интенсивностью. Естественно, что периоды расцвета экономики способствовали оживлению архитектурно-строительной деятельности, а экономические спады приводили к своеобразной стабилизации сложившихся архитектурно-строительных традиций.

В значительной степени успехи народной культуры и искусства Карелии обусловлены фактическим отсутствием здесь крепостного права.

Все перечисленные особенности исторического развития карел определили собой специфические черты их архитектуры, памятники которой, вместе с русскими постройками края, входят в сокровищницу народного искусства нашей страны.
















В.Орфинский
Деревянное зодчество Карелии


Книги в продаже:
ozon.ru

https://www.perunica.ru/zodchestvo/1133-derevyannoe-zodchestvo-karelii.html  



+14


Деревянное зодчество Карелии

Категория: Деревянное зодчество   Теги: Карелия

<
  • 151 комментарий
  • 18 публикаций
8 декабря 2009 00:13 | #1

Окстись

0
  • Регистрация: 10.07.2009
 
Эх.... порадовал girl_dance

<
  • 252 комментария
  • 48 публикаций
8 декабря 2009 02:11 | #2

Слава Бо

0
  • Регистрация: 9.10.2009
 
хоть и злитесь вы на меня,
все равно, Благодарю за статью.
здесь мастера:masterclub.org
здесь книги авторов:Ополовников А. В., Ополовникова Е. А.

<
  • 259 комментариев
  • 115 публикаций
8 декабря 2009 13:47 | #3

grumdas

0
  • Регистрация: 25.07.2009
 
Одно печалит: сохраним ли все это???? Сравните германские музеи и наши - те. что под открытым небом.

--------------------

<
  • 955 комментариев
  • 2 964 публикации
8 декабря 2009 16:55 | #4

svasti asta

0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Слава Бо,кто на тебя злится? Щас быстро покараем miaso

<
  • 252 комментария
  • 48 публикаций
8 декабря 2009 17:02 | #5

Слава Бо

0
  • Регистрация: 9.10.2009
 
svasti asta, за мои стихи в последней моей статье челавек один.
карать не надо adolf , итак, все в одном Ковше проживаем...

<
  • 955 комментариев
  • 2 964 публикации
8 декабря 2009 17:05 | #6

svasti asta

0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Ну и ладно тогда,пусть злит себя

<
  • 105 комментариев
  • 24 публикации
10 декабря 2009 09:43 | #7

PartyZan

0
  • Регистрация: 26.08.2009
 
Цитата: grumdas
Одно печалит: сохраним ли все это???

Давай строить drova новое, соблюдая традицию ded

<
  • 258 комментариев
  • 4 публикации
11 декабря 2009 13:31 | #8

Яр

0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
У нас в Архангельске в малых карелых целый музей под открытым небом))

<
  • 259 комментариев
  • 115 публикаций
11 декабря 2009 23:12 | #9

grumdas

0
  • Регистрация: 25.07.2009
 
Яр, зёма что-ли?

--------------------

<
  • 258 комментариев
  • 4 публикации
12 декабря 2009 13:44 | #10

Яр

0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Походу да da , Здорова земляк!

<
  • 259 комментариев
  • 115 публикаций
12 декабря 2009 21:35 | #11

grumdas

0
  • Регистрация: 25.07.2009
 
Здарова! Заметил, вся сила и правда Русская в землях Русского Севера осталась? sh

--------------------

<
  • 258 комментариев
  • 4 публикации
14 декабря 2009 00:25 | #12

Яр

0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Даже тут на сайте Север лидирует ziga

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера