Перуница » Деревянное зодчество » Архитектор Владимир Васильевич Суслов

Архитектор Владимир Васильевич Суслов

Архитектор Владимир Васильевич Суслов

Терема В.В. Суслова: в гостях у сказки...


Владимир Васильевич Суслов (1857-1921) за пределами узкого круга историков искусства и реставраторов известен мало. Почти забытое имя. А между тем это была крупная фигура в культурной жизни рубежа 19-20 веков - академик архитектуры, один из столпов отечественной реставрации, талантливый архитектор и художник, борец за сохранение древнерусского наследия, которое он великолепно знал и изучал.

Суслов вернул первоначальный облик Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском, знаменитой новгородской жемчужине - церкви Спаса на Нередице. По его проектам велась реставрация собора Мирожского монастыря в Пскове и новгородской Софии. Собственных его архитектурных произведений было построено немного. Наверное самое известное - церковь в неорусском стиле в подмосковной усадьбе Федино, продолжающая сегодня терять свое богатое декоративное убранство.

От Суслова осталось очень много разных проектов и эскизов. Это классная бумажная архитектура - вдохновенные фантазии художника, влюбленого в русскую сказку о высоких причудливых теремах, где живут былинные князья, царевны и богатыри.


Эти дома сложно построить, еще сложнее эксплуатировать такую архитектуру в реальности. Но кто сказал, что архитектура всегда должна соотноситься с голым практицизмом? Увы, это стереотип, навязанный ей нынешним прагматичным временем, помешанным на зарабатывании денег и окупаемости всего и вся.

А тогда много мечтали, приближая архитектуру к художественному творчеству, к ее изначальному и самому главному назначению - эстетически организовывать жизненное пространство. Суслов мечтал об удивительных домах, в которых переплелись образы русских теремов, деревянных крепостей, северных храмов и европейских рыцарских замков. Иногда прототипы узнаются, как, например, силуэты и объемы дворца Алексея Михайловича в Коломенском, но чаще все это не поддается банальному препарированию.

Это талантливая архитектура, уводящая от реальности в фантастические миры. Самое интересное, что подобные вещи действительно тогда строились. Может, не такие сложные и масштабные, но с тем же набором элементов, с теми же силуэтами. При случае сделаю подборку осуществленных сказочных теремов начала 20 века. Правда, они уже не сусловские, у них другие авторы, но это не самое важное.




















И еще. Вот пусть мне кто-нибудь внятно объяснит, почему сегодня нельзя использовать эти идеи и образы в строительстве загородных особняков. Это что, не соотвествует нынешним понятиям о красоте, о национальной самобытности? Почему нельзя, отталкиваясь от этих проектов Суслова, украшать подмосковные пейзажи новыми достойными достопримечательностями? Что, не позволяют амбиции нынешних архитекторов, стремящихся непременно реализовать свое-собственное, даже если бог талантом обделил? Или заказчики не хотят? Я бы на их месте променял десятки современных "домов-гробиков" на один сусловский терем.

Я думаю, заказчики просто не знают про богатейшие залежи бумажной архитектуры прошлого, а то бы заинтересовались. Да и архитекторы обычно осведомленностью в сфере истории архитектуры не блещут. Сам знаю по опыту преподавания в МАрхИ. Они историю архитектуры обычно начинают с себя любимых. Предвижу еще один аргумент противников обращения к такой архитектуре - типа в начале 21 века нужно строить дома 21 века. Что за чушь и откуда она в головах взялась? Архитектура всегда играла в исторические стилизации, возрождая образы прошлых эпох, когда-то археологически-точно, когда-то, наоборот, опосредованно.

Любые формы можно адаптировать и функционально обыграть в современном ключе. Это нормально, когда всякое творчество пронизано ощущением сопричастности прошедшим тысячелетиям. Только тогда оно приобретает глубину и включается в сложный историко-культурный контекст.

Вспоминаю свой диалог с ученицей художественной школы, в которой я когда-то преподавал. Наивная девица гордо сказала мне, что ей не нужно знание истории искусств, оно будет сковывать ее собственный творческий полет. А так, дескать, она воспарит в неизведанные дали, оторвавшись от всего, и создаст гениальные новые шедевры. Тогда, помнится, я ответил, что в пустой голове, где не живут никакие образы искусства прошлого, ничего ценного не родится. Так и есть.




В честь действительного члена Императорской академии


20 августа 2019 года в Хвалынске состоялось открытие мемориальной доски на доме, где провёл свои последние годы Суслов Владимир Васильевич – действительный член Императорской Академии художеств, Русского географического общества, крупнейший в дореволюционной России архитектор, реставратор и археолог, исследователь и пропагандист древней русской архитектуры, один из основателей системы государственной охраны памятников истории и культуры в России.


Этот человек очень много сделал для сохранения памятников древнерусской архитектуры, первый русский исследователь, объехавший Север, где обмерял и фотографировал памятники древнерусского зодчества. Помимо этого был в Норвегии и Швеции, установил связи взаимовлияния архитектуры скандинавских стран и севера России. Проявил себя талантливым архитектором, по его проекту построен Пассаж в городе Казани, а также несколько церквей, но основная его деятельность – охрана исторических объектов.

Очень много времени посвятил реставрации главного духовного символа современной России и России прошлой - Новгородской Софии, которую он реставрировал в конце 19 - начале 20 веков. Благодаря ему открылись те формы 11 века, в которых и был возведён храм. Его многие критиковали за то, что он уничтожал более поздние слои, но при этом он фиксировал каждый свой шаг. Если доходил к примеру до росписи 12 века, то отражал это в цвете, порой в полноразмерном варианте сохранял для истории. Благодаря его скрупулёзной работе мы и сейчас можем видеть подлинные детали.

Одной из сфер разносторонней деятельности Владимира Васильевича являлась пропаганда древнерусского искусства.В 1913 году, возглавив комиссию Общества охраны памятников и став одним из основных авторов программы общедоступного издания по истории русского искусства, он популяризировал древнюю архитектуру с помощью своего альбома «Русское зодчество по преданиям народной старины». Это своеобразное собрание архитектурных фантазий сопровождалось фрагментами из былин, народных песен и стихов русских поэтов. Это вдохновенные фантазии художника, влюблённого в русскую сказку о высоких причудливых теремах, где живут былинные князья, царевны и богатыри.




Детали изб Архангельской, Вологодской и Олонецкой губ








Русское зодчество по преданиям народной старины


Книга "Жемчужины Русского зодчества по преданиям старины", Центральное издательство, 2003 года, - попытка переиздать удивительно красивый альбом В.В.Суслова "Русское зодчество по преданиям народной старины" (Санкт-Петербург, 1911 год. Товарищество Р.Голике и А.Вильборг).

Попытка - не пытка. И бумагу использовали хорошую, и обложку старались оформить. Но... недопоняли... не доглядели...

Даже не заметили, что в оригинальном альбоме есть цветные иллюстрации, вручную наклеенные на особую фактурную бумагу.

Рельефность печати, индивидуальное оформление каждой страницы старого издания создает ощущение, будто держишь в руках единственный авторский экземпляр.

Некоторые страницы альбома 1911 года по какой-то причине вообще обошли вниманием, их просто не заметили... и соответственно не напечатали.

"Детали окон" - страничка из старого альбома, не вошедшая в новое издание.

Подписи к рисункам читаются, как стихи:

"Во гридню, во столовую", "Во сенички на кленовыя", "Окончико косящато", "В светлу горенку" .




Вот так выглядит книга, изданная в 1911 году, найти в интернете её не удалось, может у кого получится - поделИтесь






А вот переизданная книга:


Страницы отдельно: https://vk.com/wall-137968350_10236


+4

Категория: Деревянное зодчество

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.